Суд может возложить обязанность удалить не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию компании сведения на администратора сайта даже при условии, что сайт не зарегистрирован, как СМИ, а сведения были размещены его пользователями. Подобная обязанность не может рассматриваться ни как чрезмерное обременение, ни как несоразмерное ограничение прав администратора сайта.
Карточка дела |
Реквизиты судебного акта |
Определение ВС РФ от 28.03.2018 № 305-ЭС17-19225 по делу № А40-97932/2015 |
Истец |
ООО «Депюст» |
|
Ответчики |
ООО «ЕЛЛ Ру» Компания «Контакт ИСТ Холдинг АБ» (KONTAKT EAST HOLDING) ООО «Желтые страницы Москва» |
Суть дела
Сайт Yell.ru представляет собой информационный ресурс, на котором пользователи оставляют свои отзывы по поводу различных компаний (рестораны, салоны красоты, ремонтные сервисы и т.п.).
На данном сайте были опубликованы сведения об обществе «Депюст» (далее — истец). Данные сведения, сформулированные в форме утверждений, представляли собой информацию о незаконном и недобросовестном поведении должностных лиц истца. Указывалось, в частности, на факты неисполнения истцом обязательств по договору и совершение противоправных действий. «Авторами» сведений были пользователи ресурса.
По мнению истца, подобные сведения не соответствовали действительности и порочили его репутацию. В связи с чем он предъявил иск к ООО «ЕЛЛ Ру» (предоставляло технические услуги по обслуживанию сайта), компании «Контакт ИСТ Холдинг АБ» (администратор сайта; далее — компания), ООО «Желтые страницы Москва» о признании соответствующих сведений недостоверными, порочащими деловую репутацию истца, а также об обязании компании — администратора сайта удалить все сведения о нем, размещенные в электронном периодическом издании Yell.ru на конкретной странице. При этом истец исходил из того, что сайт Yell.ru представляет собой средство массовой информации.
Ответчики, в свою очередь, утверждали, что они не распространяли оспариваемые сведения, порочащие деловую репутацию истца. Они лишь осуществляли техническое и сетевое обслуживание сайта. Данный сайт создан по модели интернет-форума, позволяющей пользователям размещать на сайте свои комментарии без предварительной проверки. Любой пользователь вправе разместить на нем сведения о любой организации, а также оставить отзыв (в том числе анонимный) о деятельности той или иной организации.
Позиция судов
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Данное решение поддержали апелляция и первая кассация. При этом суды исходили из следующих трех тезисов.
-
Сайт Yell.ru не является средством массовой информации. Следовательно, его администраторы не отвечают за размещенную на нем информацию.
-
Спорный раздел сайта содержит не только отрицательные, но и положительные отзывы о деятельности истца. При этом отзывы носят характер субъективного мнения лиц, выразивших свое мнение о деятельности истца. Поэтому их нельзя признать порочащими.
-
Истцом не было доказано несоответствие оспариваемых сведений действительности. Равно как не представлены им и доказательства факта распространения именно ответчиками оспариваемых сведений на сайте.
Позиция ВС РФ
ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, отметив следующее.
Во-первых, суды слишком формально подошли к решению вопроса о том, является ли сайт СМИ. Они руководствовались лишь фактом отсутствия у него регистрации в качестве СМИ. Вместе с тем им следовало оценить фактическое поведение ответчиков по обращению с сайтом, информацию, которая на нем размещается, форму и порядок ее размещения, аудиторию, на которую она направлена, периодичность ее размещения и обновления. Как подчеркнул ВС РФ, вопрос квалификации сайта имеет значение с позиции определения процессуальной формы: «Требования могут быть рассмотрены в форме искового производства при размещении информации в СМИ и установлении ответчиков или в форме установления фактов, имеющих юридическое значение, на основании п. 8 ст. 152 ГК РФ, если установить лицо, распространившее сведения, порочащие деловую репутацию, невозможно».
В соответствии со ст. 152 ГК РФ если сведения были распространены СМИ, то истец может требовать опровержения данных сведений в том же СМИ. Если же такие сведения распространило неустановленное лицо, суд вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности, порочащими сведениями в соответствии с п. 8 ст. 152 ГК РФ. При этом Коллегия указала на необходимость учета правовой позиции, изложенной в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, согласно которому если при принятии искового заявления суд придет к выводу, что избранный истцом способ защиты права не может обеспечить его восстановление, то данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии заявления, его возвращения либо оставления без движения. Следовательно, подача иска к ответчикам не лишает истца права на судебную защиту деловой репутации.
Во-вторых, по мнению ВС РФ, нижестоящими судами при рассмотрении дела была дана неверная квалификация оспариваемых распространенных сведений. В соответствии с п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016) порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. Сведения, оспариваемые истцом по настоящему делу, представляют собой информацию о незаконном и недобросовестном поведении должностных лиц истца, сформулированы в форме утверждений. Информация носит оскорбительный характер и даже при условии ее изложения как субъективного мнения автора может быть основанием для заявления требования о защите деловой репутации.
Наконец, ВС РФ отметил, что обязанность доказывать соответствие распространенных сведений действительности при рассмотрении дела лежит на ответчике. Тот факт, что в данном деле суды могут не установить конкретного правонарушителя (при допущении, что сайт не является СМИ), не отменяет необходимости защиты прав истца на деловую репутацию иными способами — такими, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ). Правам субъекта, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, должно быть отдано предпочтение перед интересами владельца использованного для размещения таких сведений сайта. В таком случае на лицо, которое имеет техническую возможность, суд в любом случае может возложить обязанность удалить не соответствующие действительности, порочащие сведения. Подобная обязанность не может рассматриваться ни как чрезмерное обременение, ни как несоразмерное ограничение его прав.