ПСБ ухудшил прогнозы за 2021 г.: инфляция — 6%, ключевая ставка — выше 6%

| новости | печать

Сильное ухудшение инфляционной картины по итогам 1-го полугодия — серьезное основание для ужесточения денежно-кредитной политики, считают аналитики Промсвязьбанка и ухудшают свои прогнозы на итог текущего года.

Проанализировав данные Росстата о динамике потребительских цен в прошлом июне, эксперты ПСБ отмечают, что Рост инфляции был обеспечен повышательной динамикой цен во всех сегментах потребительского рынка.

Наиболее неожиданным для них фактором инфляции стал резкий рост цен на услуги населению. Приостановка роста цен на услуги страхования в июне была с лихвой компенсирована сильным подорожанием санаторно-оздоровительных услуг (+9% м/м и 12,4% г/г), зарубежных туров (+5,4% м/м и 6,9% г/г) и пассажирских перевозок (+2,5% м/м и 5,5% г/г).

Причем, резонно полагают аналитики ПСБ, разгар туристического сезона не позволяет рассчитывать на то, что новые драйверы инфляции в секторе быстро угаснут. Более того, в июле происходит сезонное повышение тарифов ЖКХ. Оперативные данные по инфляции за первую неделю июля уже показали ее рекордный недельный прирост с начала года. Так что ожидания по динамике инфляции в секторе услуг населению существенно ухудшены.

Рост цен на непродовольственные товары остается стабильно высоким. Если раньше драйвером выступали бытовые электротовары, электроника и лекарства, то теперь существенно дорожают стройматериалы (+6,8% м/м и 23,9% г/г). Остается высоким рост цен на табачные изделия (+2 и 14,5% соответственно). Относительно умеренное подорожание бензина следует за общим уровнем инфляции (в июне +0,5% м/м и 6,1% г/г) и формирует вторичные риски инфляции — ее распространение на все товарные группы, отмечают эксперты ПСБ.

Несмотря на описанные процессы высокой инфляции в сегменте непродовольственных товаров и услуг населению, главным фактором ухудшения общей инфляционной картины авторы анализа называют отсутствие выраженной сезонной дефляции на продукты питания. Они напоминают, что за предыдущие шесть лет только в июне 2017 г. продовольственная инфляция была выше, а три года за этот период в июне фиксировалось снижение цен на продукты питания.

Эксперты ПСБ считают, что сценарий реализации сезонной дефляции в августе — сентябре остается высоковероятным. В то же время, они сомневаются в том, что данный фактор будет доминирующим. По их мнению, устойчивый рост цен на услуги и непродовольственные товары сдвинет формирование понижательного инфляционного тренда на IV квартал 2021 г., снижение инфляции начнется со значительно более высоких уровней, для возврата инфляции к таргету (4%) потребуется больше времени, и нет уверенности в том, что это произойдет в 2022 г.

«В таких условиях мы значительно ухудшаем прогноз инфляции на конец 2021 г. (с 4,8% до 6% г/г). Полагаем, что примерно до этих же уровней Банк России 23 июля повысит свою оценку прогнозируемой инфляции (текущий прогноз 4,7—5,2%). Регулятор уже говорил о вероятном повышении прогноза. Устойчивый рост инфляции и риски ее более продолжительного отклонения вверх от таргета означают, что ЦБ продолжит повышать ключевую ставку. Она точно будет выше 6% и может быть поднята до 7% к концу года», — прогнозирует аналитик ПСБ Денис Попов.