Суды решили так (патентная система) («Малая бухгалтерия», № 06, 2016 г.)

| статьи | печать

[+] Толкование и применение положений подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ не должно входить в противоречие с ограничениями, установленными подп. 4 п. 8 этой же статьи применительно к видам деятельности, а не количеству обособленных объектов, на которых ведется соответствующий вид деятельности

(Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2016 по делу № А10-6042/2015)

Индивидуальный предприниматель осуществлял на территории Муйского района Республики Бурятия предпринимательскую деятельность по сдаче в аренду (наем) собственного нежилого недвижимого имущества. 9 декабря 2014 г. он обратился в налоговую инспекцию с заявлением на получение патента на право применения патентной системы налогообложения с 1 января по 31 декабря 2015 г. Соответствующий вид деятельности попадает под ПСН на основании подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Инспекция выдала патент с расчетом налога исходя из размера потенциально возможного годового дохода (налоговой базы) 5 млн по трем обособленным объектам. С учетом коэффициента-дефлятора на 2015 г. налоговая база для исчисления патента составила 17,205 млн руб. (5 млн х 3 х 1,147).

По мнению индивидуального предпринимателя, максимальный размер потенциального возможного к получению годового дохода за 2015 г. должен составить 11,470 млн руб. (10 млн руб. х 1,147).

Предприниматель обратился в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что налоговым органом не допущено нарушений положений п. 7, подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Однако суд кассационной инстанции с этим не согласился в силу следующих обстоятельств.

Согласно ст. 346.48 НК РФ налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется ПСН, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ.

Пунктом 7 ст. 346.43 НК РФ предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются размеры потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН. При этом максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода не может превышать 1 млн руб., если иное не установлено п. 8 данной статьи.

Указанный в п. 7 ст. 346.43 НК РФ максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год (п. 9 ст. 346.43 НК РФ).

Подпунктом 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ установлено, что субъекты РФ вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода не более чем в десять раз — по видам предпринимательской деятельности, указанным, в частности, в подп. 19 п. 2 данной статьи. Одновременно в подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ предусмотрено, что субъекты РФ вправе устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от количества обособленных объектов (площадей) в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных, в частности, в подп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Суд отметил, что из буквального содержания положений подп. 3 п. 8 рассматриваемой статьи следует, что они направлены на дифференциацию размера потенциально возможного к получению годового дохода (а следовательно, и уплачиваемого на основании патента налога) в зависимости от конкретных обстоятельств деятельности индивидуального предпринимателя, в то время как положения подп. 4 п. 8 указанной статьи содержат императивное предписание об ограничении права субъектов РФ увеличивать потенциально возможный к получению годовой доход по отдельным видам деятельности.

Следовательно, толкование и применение положений подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ не должно входить в противоречие с ограничениями, установленными подп. 4 п. 8 этой же статьи применительно к видам деятельности, а не к количеству обособленных объектов, на которых ведется соответствующий вид деятельности.

Согласно Закону Республики Бурятия от 08.10.2012 № 2974-IV размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности «сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества», установленный в зависимости от количества обособленных объектов (площадей), в отношении объектов, расположенных на территории Муйского района, составляет 5 млн руб. по каждому обособленному объекту (площади).

Устанавливая такой порядок определения размера годового дохода, субъект РФ действовал в пределах полномочий, установленных подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ, что, однако, не исключает в настоящем споре прямого применения положений подп. 4 п. 8 указанной статьи.

Таким образом, исходя из приведенного выше правового регулирования и наличия у предпринимателя трех обособленных объектов, максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода за 2015 г. по рассматриваемому виду деятельности для заявителя не мог превышать величины 10 млн руб., увеличенной на коэффициент-дефлятор 1,147.

Следовательно, по спорному патенту максимальный размер потенциального возможного к получению годового дохода должен составить 11,47 млн руб. (10 млн руб. х 1,147).

[+] Регистрация заявителя в качестве ИП до вступления в силу регионального закона, устанавливающего нулевую ставку налога по ПСН, не лишает его права на применение этой ставки с момента регистрации в качестве ИП, если законодатель распространил нормы закона на правоотношения, возникшие до введения указанного закона в действие

(Постановление АС Уральского округа от 27.07.2016 № Ф09-7792/16)

Налоговым органом 5 марта 2015 г. выдан предпринимателю патент на право применения ПСН на период с 4 марта по 3 декабря 2015 г. по виду деятельности «ремонт жилья и других построек» по основаниям п. 1 ст. 346.46 НК РФ.

Предприниматель полагал, что он имеет право на применение нулевой ставки налога по ПСН на основании Закона Удмуртской Республики от 14.05.2015 № 32-РЗ «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики» (далее — Закон № 32-РЗ), который распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Соответственно, в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 345.51 НК РФ, предприниматель не оплатил 1/3 части стоимости выданного патента.

По мнению инспекции, поскольку налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 4 марта 2015 г., то есть ранее даты вступления в силу Закона № 32-РЗ), он не вправе применять нулевую ставку по ПСН.

Предприниматель обратился в суд.

Суд первой инстанции встал на сторону налоговиков, указав, что установленную налоговую ставку в размере 0% в соответствии с Законом № 32-РЗ вправе применять налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления Закона № 32-РЗ в действие, то есть после 15 июня 2015 г., а не с 1 января 2015 г.

Однако суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку законодатель распространил нормы Закона № 32-РЗ на правоотношения, возникшие до введения его в действие, указанное не лишает прав на применение предусмотренной льготы предпринимателем, зарегистрированным до вступления в силу Закона № 32-РЗ. АС Уральского округа с этим согласился. Приведем аргументы суда.

Согласно п. 3 ст. 346.50 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сфере.

В силу п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ положения п. 3 ст. 346.50 НК РФ применяются с 1 января 2015 г. до 1 января 2021 г.

Статьей 1 Закона № 32-РЗ предусмотрено, что в соответствии с п. 3 ст. 346.50 НК РФ налоговая ставка в размере 0% устанавливается при применении ПСН индивидуальными предпринимателями, впервые зарегистрированными на территории Удмуртской Республики после вступления в силу указанного Закона и осуществляющими виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, определенные ст. 2 и 3 названного Закона.

В соответствии со ст. 4 Закона № 32-РЗ закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 1, 4 ст. 5 НК РФ).

Из правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 28.06.2012 № 1250-О следует, что по смыслу ст. 57 Конституции РФ применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и порядку введения его в действие. Правовое регулирование, предусмотренное в п. 4 ст. 5 НК РФ, воспроизводит общий принцип действия налоговых норм во времени, в соответствии с которым действие закона распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, то есть распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие.

На основании изложенного суд посчитал, что регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона № 32-РЗ не лишает его права на применение предусмотренной нулевой налоговой ставки по ПСН с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку законодатель распространил нормы Закона № 32-РЗ на правоотношения, возникшие до введения указанного закона в действие.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

При таких обстоятельствах у апелляционного суда имелись основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленных предпринимателем требований.