1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 78

Потребительский спрос меняется несущественно

Оперативная оценка динамики потребительского спроса, проводимая Лабораторией «СберДанные» и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, показала, что на неделе с 20 по 26 июля траты оставались на уровне 2019 г.

В период с 20 по 26 июля изменение расходов россиян на товары и услуги составило +0,6% год к году. Аналитики Сбербанка закрепляют вывод, что по результатам июля объемы трат вышли на уровень 2019 г., в значительной степени благодаря социальным выплатам, совершенным в начале месяца.

Индекс потребительской активности, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, представленный на аналитическом портале SberIndex.ru, также в последние четыре недели изменяется незначительно. По итогам 20 — 26 июля он снизился до 74,7 п., что указывает на менее разнообразную структуру покупок и угасание восстановительного импульса.

Внимание авторов анализа обращает на себя то, что общее количество торгово-сервисных точек, работающих по состоянию на конец июля, всего на 1,4% меньше, чем в феврале. При этом 7,5% организаций сектора услуг и 3,8% непродовольственных магазинов все еще не открылись. Одновременно продовольственных магазинов стало больше на 7%. Это указывает экспертам Сбербанка на распространенную стратегию адаптации бизнеса к введенным ограничениям. Многие компании в период локдауна перепрофилировались из непродовольственных в продовольственные, а из сервисных — в торговые, что позволило им продолжить работу и в кризисный период. Это, считают аналитики, также окажет поддержку в случае второй волны заражений и возобновления ограничений. Они отмечают, что такая стратегия также отчасти объясняет рост расходов на продовольственные товары, который наблюдается при анализе трат потребителей.

Постепенно более устойчивыми становятся и еженедельные изменения трат внутри отдельных категорий. Расходы на непродовольственные товары остаются заметно выше уровней 2019 г. (+10,1%), причем экспертов Сбербанка заинтересовало, что драйвером стали не только бытовая техника и электроника, но также автомобили.

Спрос на услуги при этом стабилизировался на подавленных уровнях, и сейчас на 17,6% ниже, чем год назад. Термин «подавленные», считают авторы исследования, может использоваться хотя бы потому, что наблюдаемая динамика все еще заметно хуже мартовской, когда траты в этом сегменте уже пошли на убыль.

Аналитики Сбербанка резонно утверждают, что часть спроса физически не может вернуться из-за сохраняющихся ограничений. Они есть, например, в туристической отрасли: многие направления выездного туризма все еще закрыты, входящий турпоток также далек от нормализации. Кроме того, еще остаются отдельные региональные ограничения, в том числе в крупных розничных секторах. Однако, замечают авторы исследования, и потребители не проявляют особого энтузиазма в тех сегментах, где тратить уже можно вполне свободно. Покупки в кафе и ресторанах на прошедшей неделе были на 27,7% ниже, чем год назад, в салонах красоты и SPA — на 21,7%.