Социальные выплаты начала июля продолжают поддерживать потребительский спрос на уровне 2019 г.

| статьи | печать

Еженедельное измерение динамики потребительского спроса Лабораторией «СберДанные» и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка показывает продолжение положительного влияния на спрос социальных выплат, произведенных в начале июля.

С 6 по 12 июля расходы потребителей оставались вблизи максимальных значений с начала пандемии. Изменение относительно сопоставимого периода 2019 г. составило +0,2% год к году. По сравнению с предшествующей неделей колебания были несущественными.

Сдержанную недельную динамику подтверждают и другие оперативные источники. По данным оператора онлайн-касс «Эвотор», входящего в Группу Сбербанка, снижение торгового оборота за неделю составило 0,5 п.п. Индекс потребительской активности на аналитическом портале Сбербанка SberIndex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период подрос с 76,3 до 77 п. При этом в начале месяца был зафиксирован выраженный всплеск трат. В результате на протяжении всей первой половины июля потребление держится на уровне 2019 г.

По оценкам авторов исследования, такая динамика связана с получением социальных выплат в первых числах июля. Как они отмечали в прошлом исследовании, c 1 по 5 июля граждане израсходовали примерно треть средств, поэтому положительный эффект может сохраняться в течение почти всего месяца. За неделю 6—12 июля прирост трат в непродовольственных категориях составил +8,5% год к году. Эта цифра представляется экспертам Сбербанка довольно высокой, но они напоминают, что в апреле и мае наблюдалось выраженное падение продаж (–36,6 и –15,5% в годовом выражении соответственно), поэтому сейчас, на фоне получения дополнительных доходов, отложенный спрос проявляется в полной мере.

Структура трат ожидаемо для авторов анализа остается такой же, как и неделей ранее. В лидерах — категория «Компьютеры и ПО» за счет компонента программного обеспечения. В частности, потребители продолжают активно тратить деньги на компьютерные игры. Существенный прирост сохраняется в категориях «Универсальные магазины» (+28,1% в годовом измерении), «Бытовая техника и электроника» (+27,0% соответственно), а также «Одежда, обувь и аксессуары» (+14,1%). Это и есть отражение основных направлений текущего расходования средств. Аналитики Сбербанка также отмечают, что зафиксировано падение в сегменте «Лекарства и медицинские товары» (–5,4% год к году).

Они также фиксируют устойчивое восстановление расходов на поездки и путешествия. Объем расходов на авиабилеты по итогам рассматриваемой недели на 35,5% ниже уровня 2019 г., при том что еще в июне падение превышало 67% в годовом измерении. Траты в категориях «Отели» и «Турагентства» снижаются на 40 и 36% соответственно. Это значительное улучшение по сравнению с прошлым месяцем, когда изменение год к году составляло порядка –80%. Таким образом, заключают эксперты Сбербанка, можно говорить о последовательном восстановлении в наиболее пострадавшей от пандемии отрасли — туризме.

Нормализуется ситуация и в других потребительских категориях. При этом общий объем трат на услуги все еще на 17,2% ниже показателей сопоставимого периода 2019 г. Авторы исследования допускают, что сектору удастся приблизиться к мартовским уровням, то есть «пандемический» провал расходов сократится еще на 7—10 п.п. Тем не менее они считают, что ожидать полного восстановления пока преждевременно — ввиду изменения потребительского поведения в целом.