В динамике потребительского спроса проклюнулся негатив

| статьи | печать

Оперативная оценка динамики потребительского спроса, еженедельно проводимая лабораторией «СберДанные» и дивизионом «Корпоративные клиенты 360» Сбербанка, выявила слабый негатив на неделе с 13 по 19 июля. Главной неожиданностью для исследователей стало усиление падения расходов на услуги.

Потребительские расходы остаются вблизи максимальных значений третью неделю подряд, констатируют эксперты Сбербанка. В период с 13 по 19 июля изменение относительно сопоставимого периода 2019 г. составило –0,2%. По сравнению с предшествующей неделей колебания снова были несущественными, что подтверждают и другие оперативные источники. В частности, индекс потребительской активности на sberindex.ru, характеризующий разнообразие категорий товаров и услуг в корзине покупателей, за тот же период подрос лишь на 0,1 — до 77,1 п. Таким образом, заключают авторы исследования, общий спрос домохозяйств на протяжении июля остается на уровне 2019 г.

Однако, на их взгляд, итоги прошедшей недели в целом оказались, скорее, слабо негативными. В частности, не наблюдается восстановления расходов на услуги к предыдущей неделе. Динамика относительно сопоставимого периода 2019 г. ухудшилась до –19,4% год к году против –17,2% неделей ранее. Цифры дают основание аналитикам Сбербанка говорить о быстром удовлетворении отложенного спроса. Они полагают, что не следует преувеличивать информативность одного отдельно взятого наблюдения, но ранних предупреждений видят уже несколько. Существует риск дальнейшего сокращения трат по мере исчерпания средств, полученных гражданами в качестве государственной поддержки, заключают авторы исследования.

В разрезе отдельных категорий трат картина изменилась несущественно. Основным источником ухудшения ситуации стал сектор услуг (в частности, сегменты, связанные с туризмом). Траты на отели и авиабилеты по итогам недели падают более чем в два раза относительно уровней 2019 г. (–61,0 и –51,8% год к году соответственно).