Определение статуса АО и соблюдение требований по раскрытию информации: как избежать ошибок, которые дорого обойдутся компании

| статьи | печать

Глава 4 части первой ГК РФ о юридичес­ких лицах, действующая в новой редакции с 1 сентяб­ря 2014 г., стала первой «ступенькой» в процессе масштабной реформы корпоративного права. Перемены, связанные с исключением деления АО на открытые и закрытые и появлением новых статусов АО — публичного и непубличного, повлекли множество вопросов. О том, на что обращать внимание при определении статуса АО и как реформа отразилась на требованиях к раскрытию информации, рассказали спикеры на одной из прошедших в Моск­ве конференций. На мероприятии побывала и «ЭЖ».

В рамках IV Всероссийского конгресса «Корпоративное управление: правовые аспекты 2015», организованного «АСЭР Групп», который состоялся 30 марта — 1 апреля 2015 г., спикеры прокомментировали изменения, внесенные новым Положением о раскрытии информации, рассказали о практических аспектах и подводных камнях при определении статуса публичного и непубличного АО и при раскрытии информации, а также поделились информацией о подходах регулятора к некоторым сложным вопросам.

ЦБ РФ готовит свою версию поправок в Закон об акционерных обществах

Дмитрий Оленьков, генеральный директор ЗАО «Интерфакс Служба раскрытия информации» рассказал о перспективах развития законодательства в части регулирования деятельности публичных и непубличных АО, разграничения их статуса, а также о раскрытии информации, представил анализ квалифицирующих признаков публичных и непубличных АО

Так, спикер поделился информацией о том, что ЦБ РФ сейчас разрабатывает законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акцио­нерных обществах» (далее — Закон об АО) с целью приведения в соответствие его новым нормам ГК РФ. Причем у этого законопроекта есть все шансы заменить проект, уже разработанный Минэкономразвития и представленный для публичного обсуждения в конце прошлого года.

В законопроекте ЦБ РФ предпринимается попытка связать публичный статус АО с публичным обращением ценных бумаг. Если нововведение будет принято, получение статуса публичного акционерного общества станет значительно сложнее. Сейчас такой статус получить легко: нужно лишь принять решение на общем собрании акционеров (достаточно 3/4 голосов). При этом и Минэкономразвития, и ЦБ РФ придерживаются одного мнения: получение публичного статуса не должно быть простым. Но Минэкономразвития России хочет использовать конвертацию акций для этих целей, а ЦБ РФ видит получение публичного статуса иначе. По их версии, непубличному обществу надо будет сначала подать в ЦБ РФ решение о допвыпуске акций путем открытой подписки вместе с проспектом на эти акции либо передать на регистрацию в ЦБ РФ проспект акций на уже зарегистрированный выпуск вместе с договором о листинге с Московской биржей. Далее Банк России выдаст обществу специальный до­кумен­т, с которым общество уже сможет обратиться в налоговую для регистрации изменений в устав и получения пуб­личного статуса. Тем самым ЦБ РФ, возможно, будет давать «зеленый свет» для получения обществом публичного статуса. Для этого предложены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым при регистрации изменений, связанных со сменой акционерным обществом статуса с непубличного на публичный, в комплекте предоставляемых до­кумен­тов должен быть и до­кумен­т из ЦБ РФ.

Почему получать публичный статус АО лучше сейчас

Докладчик заметил, что требование о получении публичного статуса через регистрацию проспекта неизбежно приведет к тому, что публичные общества должны будут раскрывать ежеквартальную отчетность и существенные факты. Дело в том, что не все ПАО обязаны это делать. Но законопроект предусматривает, что те общества, у которых эта обязанность отсутствует, самостоя­тельно преобразовавшиеся в ПАО, будут обязаны до 1 июля 2020 г. либо провести допэмиссию акций путем открытой подписки, либо вывести сущест­вующие акции на биржу, либо с этой даты уйти из публичного статуса в непубличный.

В связи с тем что процедура получения публичного статуса общества неизбежно усложнится, спикер порекомендовал некоторым обществам уже сейчас проводить внеочередные собрания и получать статус ПАО. В частности, тем компаниям, которые планировали в ближайшие несколько лет осуществить «сквиз-аут» — вытеснение миноритарных акцио­неров. Докладчик разъяснил, что сейчас вытеснение миноритариев возможно в ОАО и ПАО. Но когда Закон об АО доработают, упоминание об ОАО исчезнет, и общество, которое не приобрело публичный статус, уже не сможет вытеснить миноритариев. Чтобы это сделать, надо будет получить статус ПАО. По словам разработчиков законопроекта из ЦБ РФ, «статус будет не простой, а золотой». Многие ЗАО уже поняли, что лучше получить статус ПАО сейчас, по простой процедуре, чем делать это потом со множеством барьеров и прео­долений. Некоторые из них, например, планируют в ближайшее время провести вытеснение, а уже потом поменять статус на непуб­личный.

Подходы Минэкономразвития России и ЦБ РФ к тому, какой должна быть процедура получения публичного статуса, отличаются. Минэкономразвития настаивает, чтобы решение о таком прекращении принималось единогласно всеми акционерами, присутствующими на собрании. Но в этом случае есть риск, что миноритарий с двумя акциями проголосует против и заблокирует обществу возможность стать непубличным. Поэтому ЦБ РФ предлагает сделать возможным выход из публичного статуса через принятие решения на общем соб­рании при наличии 95% голосов всех акционеров.

При этом, чтобы зарегистрировать в налоговой переход из непубличного статуса в пуб­личный, потребуется представить до­кумен­т из ЦБ РФ об освобождении от раскрытия информации в форме ежеквартального отчета. Такое освобождение публичной компании будет усложнено путем установления требования о том, что за обращение в ЦБ РФ за таким до­кумен­том должно проголосовать не 3/4 голосов, как сейчас, а 95% голосов акционеров. Тем самым прекращение публичного статуса в обществе с большим количеством акционеров (если их более 500) будет сопряжено с необходимостью предварительного проведения вытеснения.

Прекращение публичного статуса, по законопроекту ЦБ РФ, в обществе, которое не имело признаков, установленных ст. 66.3 ГК РФ, будет по-прежнему происходить в упрощенном варианте — при наличии 3/4 голосов акционеров. Если ПАО не обязано раскрывать ежеквартальную отчетность и существенные факты, ему не от чего освобождаться и у него нет признаков публичности, оно сможет перейти в непубличный статус именно в таком порядке.

ЦБ РФ планирует ввести в законопроект норму о том, что глава XI.1 Закона об АО в полном объеме распространяется на те акционерные общества, которые по состоянию на 31 августа 2014 г. были открытыми. Польза этого положения, по словам Д. Оленькова, очевидна: если общество было открытым, за ним бессрочно сохраняется возможность оптимизации структуры акцио­нерного капитала через вытеснение миноритарных акционеров. При этом если бывшее ОАО не хочет, чтобы к нему предъявлялись требования главы XI.1, можно будет в устав общества внести норму о неприменении к нему этих специальных норм.

Влияние публичного статуса АО на раскрытие информации

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ) нормативные акты действуют в части, не противоречащей ГК РФ. А по ГК РФ раскрывать информацию обязаны ПАО. В связи с этим появилась такая позиция: если общество считает, что у него нет признаков публичного общества, то ст. 92 Закона о АО об обязательном раскрытии информации противоречит ГК РФ и не применяется к такому обществу с 1 сентября 2014 г. Значит, такое общество может прекратить раскрытие информации, даже называясь ОАО. Спикер предупредил компании об опасности такого толкования и рассказал, что несколько обществ, которые последовали этому совету, уже получили штрафы. Дело в том, что ЦБ РФ не считает, что данная норма противоречит ГК РФ, и придерживается мнения, что ОАО по-прежнему должны раскрывать информацию.

Формулировки Закона № 99-ФЗ вызвали еще один вопрос. В статье 92 Закона об АО говорится об ОАО. Если толковать ее буквально, можно сказать, что полный перечень информации должны раскрывать ОАО, но не ПАО. Да, ПАО должны раскрывать годовой отчет, годовую бухгалтерскую отчетность, так как это инсайдерская информация. Но устав и список аффилированных лиц к инсайдерской информации не относятся, поэтому если ОАО становится ПАО, объем раскрытия сокращается. Именно для исключения такого толкования в Закон об АО были срочно внесены изменения о том, что положения Закона об АО, которые распространяются на ОАО, действуют также и в отношении ПАО (п. 1.1 ст. 1 Закона об АО). Тем самым сейчас обязанность раскрывать информацию должны соблюдать ОАО, ПАО и ЗАО, публично разместившие ценные бумаги.

Когда у ОАО прекратится обязанность раскрывать информацию

Вопрос о прекращении обязанности по раскрытию информацию не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Если ОАО считает свой статус непубличным, оно при первом изменении устава должно исключить прилагательное «открытое» из названия и стать просто акционерным обществом (АО). Если общество меняет устав и становится АО сейчас, то, казалось бы, с момента регистрации изменений у него прекращается обязанность по раскрытию информации. Но это не так: если компания ошибочно примет такое решение, она заплатит за это штраф в размере 700 000 руб. Дело в том, что если общество действительно непубличное, при смене названия у него прекратится обязанность, предусмотренная ст. 92 Закона об АО и разделом VII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 № 454-П (далее — Положение о раскрытии информации, Положение). Обязанность раскрывать ежеквартальную отчетность и существенные факты (если она у общества есть) останется, потому что она привязана к другим событиям.

Если же ОАО не планирует изменений в устав, ситуация будет следующая. Сейчас не установлен срок для приведения устава в соответствие с законом. По словам докладчика, учитывая это, а также тот факт, что переименование выливается в большие расходы, многие общества еще долгие годы будут назваться открытыми акционерными. У них обязанность по раскрытию прекратится с момента внесения правок в ст. 92 Закона об АО. Как только прилагательное «открытые» в ст. 92 Закона об АО заменится на «публичные», у ОАО прекратится обязанность по раскрытию. ЦБ РФ в законопроекте предполагает ввести это уже с 1 июля. Но одновременно ЦБ РФ планирует в своем законопроекте дополнить ст. 92 Закона об АО положением, обязывающим непубличные АО раскрывать информацию. По вопросам о том, будет ли эта обязанность введена для всех обществ или лишь для некоторых, каким будет объем раскрытия, сейчас ведется дискуссия.

Изменения в новой редакции Положения о раскрытии информации

Д. Оленьков рассказал о некоторых нюансах нового Положения о раскрытии информации. Так, изменились сроки и порядок раскрытия информации в ленте новостей. Годовую бухгалтерскую отчетность можно теперь раскрывать не два дня, а три дня с даты ауди­та. Спикер предостерег общества от ошибки, которую некоторые стали допус­кать из-за давнего письма ­ФСФР России, в котором было сказано, что если к 31 марта не готово аудиторское заключение, то необходимо не позднее 2 апреля раскрыть годовую отчетность без аудита. Если это письмо раньше имело определенное обос­нование, то сейчас оно противоречит Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Сейчас раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность можно только после того, как сделан аудит, иначе обществу грозит штраф по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Еще одно изменение затронуло перечень сообщений, которые обязаны раскрывать все общества. К существующему перечню сообщений (о списке аффилированных лиц, о приобретении 20% акций другого АО, об изменении адреса страницы в интернете, на которой происходит раскрытие и т.д.) добавилось сообщение о планируемой дате направления заявления о внесении в ­ЕГРЮЛ записи, связанной с реорганизацией, прекращением деятельности и ликвидации юрлица (п. 75.6 Положения о раскрытии информации). Причем из абз. 3 п. 75.6 Положения о раскрытии информации косвенно следует, что имеются в виду только те запи­си, которые вносятся на финальном этапе реорганизации (заявления о внесении записи о регистрации юрлица, созда­ваемого в результате реорганизации, записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с реорганизацией, записи о ликвидации). Такое сообщение должно раскрываться в ленте за четыре рабочих дня до планового направления заявления в ­ЕГРЮЛ. Спикер рассказал предысторию появления этой новеллы: на Мос­ковской бирже однажды торговались акции ОАО, которое уже было ликвидировано. Новое правило позволяет, во-первых, перенести ответственность за такие ситуации на общество (в случае несообщения), а во-вторых, упростить мониторинг ленты новостей для сотрудников биржи.

Новеллы Положения о раскрытии информации упрощают жизнь эмитентов

Елена Авакян, помощник депутата Госдумы, экс-руководитель контрольно-аналитического управления ВАС РФ, продолжила тему важных нововведений в сфере раскрытия информации в связи с действием нового Положения о раскрытии информации, которое вступило в силу 17 марта 2015 г.

Е. Авакян отметила, что процедура эмиссии сформировалась давно. При этом все нововведения направлены на облегчение процесса эмиссии и уменьшение количества изготавливаемых до­кумен­тов. Так, если в первые проспекты эмиссий было необходимо включать всю информацию, раскрывая ее полностью в одном до­кумен­те, то сейчас изменения в процедуре преследуют цели уменьшения количества до­кумен­тов, сокращения объемов бумажной работы, а также создание возможнос­тей для того, чтобы как можно большее количество информации можно было получать из единого источника информации.

Еще одна тенденция заключается в постепенном смещении вектора регулирования выпуска ценных бумаг в сторону защиты интересов эмитента. Если ­ФКЦБ России главным признавала инвестора, ­ФСФР России начала говорить о балансе между интересами эмитента и инвестора, то ЦБ РФ новым Положением о раскрытии информации полностью устранил имевшийся перекос по защите интересов инвестора и сместил его в сторону защиты интересов эмитента.

Как заметил спикер, Положение о раскрытии информации, казалось бы, является производным по отношению к Положению о стандартах эмиссии ценных бумаг. Однако это не совсем так. Дело в том, что процедура эмиссии на 90% состоит из раскрытия информации о принимаемых решениях и о том, что, почему и каким образом размещается. Все остальное составляет 10% формальных процедур. Тем самым успех эмиссии на 90% зависит от раскрытия информации, а значит, изменения этого до­кумен­та затрагивают повсе­дневную деятельность любого эмитента.

Первый важный аспект нового Положения связан с раскрытием информации о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Раньше при выпуске эмиссионных ценных бумаг было пять этапов раскрытия информации, теперь же их всего три. Если эмитент размещает дебютный выпуск ценных бумаг, первый раз раскрытие происходит на этапе госрегистрации выпуска или присвоения выпус­ку идентификационного номера, второй раз — на этапе размещения, третий — на этапе регистрации отчета об итогах выпуска.

Если же эмитент уже раскрывает информацию в форме сообщения о существенных фактах, то он должен также в общем порядке раскрыть информацию, связанную с принятием решения о выпуске и о размещении ценных бумаг.

Второй значимый аспект, который затронуло Положение, — возможность раскрытия информации путем отсылок к ранее раскрытым данным. Это одно из проявлений того, о чем упоминал спикер: ЦБ РФ стремится как можно больше информации сделать исходящей из единого источника. Например, раньше перечень информации, которая может не приводиться в проспекте полностью, а раскрываться путем отсылки, был закрытый. В новом Положении о раскрытии информации говорится, что любой пунк­т проспекта эмиссии, если он раньше был каким-либо образом раскрыт, может быть раскрыт в виде отсылок к ранее раскрытой информации. Таким образом, кроме новой информации о новом выпус­ке ценных бумаг, если эмитент достоверно и полно раскрывает информацию о своей деятельности, весь проспект эмиссии практически может состоять из таких отсылок.

С описанием стратегических рисков в проспекте эмиссии могут возникнуть проблемы

Третий аспект, на который обратил внимание спикер, касается раздела о рисках в проспекте эмиссии. Существующий перечень рисков, которые необходимо описать, дополнили еще двумя: репутационным и стратегическим. Если с репутационным риском все довольно просто — это риск утраты репутации вследствие незаконных действий самого эмитента либо каких-либо действий третьих лиц в отношении него, то со стратегическим рис­ком все довольно сложно. Дело в том, что под стратегическим риском понимаются риски, связанные с ошибками в стратегии управления. Обществу при описании этого риска необходимо не просто указать на его наличие, но и описать, какие меры для его корректировки и предотвращения оно принимает. При описании именно этого риска может возникнуть проблема, поскольку фактически меры по минимизации стратегического риска — это меры по выстраиванию стратегии бизнеса предприятия. Если подходить к описанию этого риска ответственно, компании надо будет раскрыть формирование стратегии бизнеса компании. Е. Авакян заметила, что, на ее взгляд, ни одна компания в мире не готова раскрыть стратегию бизнеса в публичном до­кумен­те — проспекте эмиссии. Пока неясны требования ЦБ РФ об объеме и содержании раскрытия стратегического рис­ка, а значит, непонятно, что будут писать эмитенты. Безус­ловно, с течением времени инвестиционные банки и юридические фирмы выработают формулировки, которые можно будет использовать.

Кроме того, Положение окончательно утвердило форму составления основной и дополнительной части эмиссии. Так, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусматривает формирование основной и дополнительной частей проспекта эмиссии: до­кумен­т, который содержит общую информацию об эмитенте и его финансово-хозяйственной дея­тельности, может быть зарегистрирован отдельно от до­кумен­та, который описывает собственно выпуск ценных бумаг. Эта норма вступила в силу более трех лет назад, однако ­ФСФР России не расшифровывала, как и в какой форме должна происходить регистрация и разделение этой информации. ЦБ РФ устранил этот недостаток и привел в Положении требования к оформлению обеих частей проспекта, а также правила о том, как и в каком порядке эти части должны предоставляться для регистрации. Например, уточняется важный нюанс: если после регистрации основной части проспекта эмиссии эмитент составил новую бухгалтерскую отчетность, которая может повлиять на принятие решения о приобретении ценных бумаг, то одновременно с регистрацией дополнительной части проспекта может быть зарегистрирован до­кумен­т об изменении основной части. В этом снова просматривается тенденция максимального упрощения процедуры эмиссии: регистрируется основной до­кумен­т — основная часть проспекта эмиссии, при этом компания не связана отчетным периодом и может в дальнейшем вместе с дополнительной частью проспекта зарегистрировать проект изменений.