ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип

Бенефициарные владельцы. Российский опыт применения международных стандартов

| статьи | печать | 1849

Регистраторы и депозитарии требуют от акционерных обществ раскрывать бенефициарных владельцев. С чем связано такое требование? О том, можно ли компаниям не раскрывать бенефициарных владельцев и какая ответственность за это может грозить, читайте в этом материале.

В настоящее время регистраторы и депозитарии требуют предоставления клиентами информации о бенефициарных владельцах компаний. Это не просто любопытство и желание увидеть, кто же стоит за потенциальным или текущим клиентом. Регистраторы, как правило, проводят углубленный комплайенс клиентов, анализируют бизнес-портрет, структуру владения, поскольку корпоративные проблемы клиентов иногда могут стать проблемами и для регистратора. Но в первую очередь регистраторов и депозитариев выявлять бенефициарных владельцев клиентов призывает Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). Каковы же цели выявления бенефициарных владельцев?

Мировая практика

В последнее десятилетие проблема отмывания доходов, полученных преступных путем, приобрела для большинства стран особую актуальность. В целях защиты прежде всего собственных национальных интересов в 1989 г. в Париже на саммите стран «Большой семерки» была учреждена Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств — ФАТФ (Financial Action Task Force). В настоящее время в ФАТФ входят 34 страны-участницы и две международные организации: Еврокомиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Российская Федерация принята в члены ФАТФ на Пленарном заседании в июне 2003 г.

Одной из основных задач ФАТФ является выработка рекомендаций в области борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма. При этом ФАТФ отмечает, что страны не должны принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам, так как каждая страна имеет свои различные правовые, административные и оперативные структуры, а также различные финансовые системы, но все страны должны адаптировать рекомендации ФАТФ к собственным структурам и финансовым системам.

В Международных стандартах по противодействию отмыванию денежных средств, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, принятых ФАТФ в 2012 г., особое внимание уделяется вопросам определения финансовыми учреждениями бенефициарных владельцев своих клиентов. Наличие у финансового учреждения информации о бенефициарных владельцах клиентов рассматривается в рекомендациях ФАТФ в качестве обязательной меры противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Для этого при проведении проверки клиента финансовым учреждениям необходимо определять его бенефициарного владельца, принимать разумные меры по проверке его личности, получать информацию о структуре управления и собственности клиента.

Также ФАТФ рекомендует странам обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к которой могут оперативно получить компетентные органы стран.

Российская практика: бенефициар, кто ты?

В целях соблюдения рекомендаций и подходов ФАТФ понятие «бенефициарный владелец» было включено в Закон № 115-ФЗ.

До 1 июля 2015 г. термин «бенефициарный владелец» применялся исключительно при выявлении бенефициарных владельцев юридических лиц и определялся как «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента».

После 1 июля в определении бенефициарного владельца появилось дополнение: «Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо» (ст. 3 Закона № 115-ФЗ). Тут возникает много вопросов. Что значит формулировка «имеются основания полагать»? Например, клиентом является лицо, находящееся на иждивении у другого лица. Можно ли считать, что такой клиент «сам себе не принадлежит» и его бенефициарным владельцем является лицо, обеспечивающее его? В любом случае в документах, представляемых регистратору, данные факты не указываются.

Опыт регистраторов по выявлению бенефициаров

Регистратор является некредитной финансовой организацией (ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Деятельность регистраторов контролирует Банк России.

Для выявления и идентификации бенефициарных владельцев регистраторы руководствуются Положением об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Банком России 12.12.2014 № 444-П.

Как происходит идентификация бенефициарных владельцев?

Условно все действия регистратора для установления бенефициаров можно разделить на три блока:

  • выявление бенефициарных владельцев;

  • идентификация бенефициарных владельцев;

  • обновление информации о бенефициарных владельцах.

Выявление бенефициарных владельцев

Закон № 115-ФЗ (подп. 1 п. 1 ст. 7) предписывает осуществлять идентификацию до приема на обслуживание клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей. Регистратор применяет следующие меры по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев клиентов:

  • включение в договор с клиентом (публичную оферту для клиентов) обязанности последнего представлять в организацию сведения о своих бенефициарных владельцах;

  • анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

  • изучение учредительных документов клиентов —юридических лиц;

  • устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;

  • использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, интернет).

На основании предоставленной соответствующей информации клиентом, а также с использованием информации на официальных государственных интернет-сайтах (например, www.nalog.ru) регистраторы обязаны в качестве меры по выявлению бенефициарного владельца определить физических лиц, которые прямо или косвенно (через третьих лиц) владеют (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом.

Бенефициарным владельцем может быть признан и единоличный исполнительный орган компании. Такое право предоставлено регистратору на тот случай, если в результате всех предпринятых мер бенефициарного владельца выявить не получается (подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). Например, если компания не ответит на запрос с требованием предоставить информацию. Или компания предоставила все сведения, но установить бенефициара невозможно. Простая ситуация: в ООО пять участников, каждый из них владеет долей в размере 20%. В такой ситуации регистратор может прийти к выводу, что, поскольку в результате принятия всех возможных мер выявить бенефициара не удалось, им является единоличный исполнительный орган.

Идентификация бенефициарных владельцев

Законом № 115-ФЗ предписано, что в отношении бенефициарных владельцев необходимо определить: ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Если клиентом не предоставлена информация или она предоставлена не полностью, регистратор выполняет различные действия по получению необходимой информации. Например, клиенту направляется запрос, проводится устное анкетирование и пр. При этом регистратор вправе отказать клиенту, не предоставившему информацию о бенефециарных владельцах, в проведении операции за исключением операций по зачислению денежных средств (ст. 4 Закона № 115-ФЗ).

Обновление информации о бенефициарном владельце

Как ни странно, самым сложным для регистраторов оказывается не столько установление бенефициарного владельца, сколько обновление информации о нем. Закон предписывает обновлять информацию о бенефициарном владельце не реже, чем один раз в год (подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ). И это обязанность прежде всего самих клиентов. Если клиент не обновляет вышеуказанную информацию, его реестродержаетель-регистратор должен принять меры по обновлению информации.

Чем рискует клиент?

Вступившие в силу с 30 июня этого года изменения в Закон № 115-ФЗ прямо обязывают клиентов предоставлять и обновлять такие сведения. Однако ответственность за непредоставление таких сведений не установлена. Правда у клиента возникают другие риски — регистратор имеет право отказать ему в проведении операции.

Чем рискует регистратор?

Ненадлежащее исполнение регистратором требований по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев может повлечь за собой административный штраф, предусмотренный п. 2.3 ст. 15.27 КоАП РФ, — на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. и на юридических лиц — в размере от 300 000 до 500 000 руб.

День
Неделя
Месяц