Импортозамещение не пускает экономику России ринуться в пропасть

| статьи | печать

Обзор состояния российской экономики в мае представил «ВТБ Капитал». Воздействие временных факторов роста промышленного производства (преимущественно в секторах нефтепереработки и химической промышленности) в мае начало ослабевать, пишут аналитики «ВТБ Капитала», а спрос на связанные со строи­тельством товары еще больше ухудшился. Однако продолжается процесс импортозамещения, вызванный девальвацией рубля и торговыми ограничениями, что и предотвращает падение промышленного производства.

Рост закупочных цен компании постепенно перекладывают на конечных потребителей, замечают аналитики, спрос все больше ослабевает, но инфляция издержек, по-видимому, начала замедляться — и во 2-м полугодии 2014 г. вполне возможна дезинфляция потребительских цен.

Как показывают данные опросов, проводившихся в ходе подготовки индексов PMI (индекс деловой активности), продолжают аналитики «ВТБ Капитала», в течение весны спад деловой активности в обрабатывающих отраслях постепенно замедлялся, но она остается вблизи посткризисных минимумов. Снижение активности в секторе услуг в последнее время, напротив, ускорилось: в мае значение секторального индекса PMI упало до 46,1, самого низкого показателя с кризисного июля 2009 г.

В мае субиндекс новых заказов в составе секторального индекса PMI обрабатывающих отраслей впервые за последние шесть месяцев показал небольшой рост, то есть превысил отметку 50. Аналитики «ВТБ Капитала» предлагают считать это разовым явлением, по их мнению, прежняя понижательная тенденция сохранится.

Импорт из стран дальнего зарубежья в мае продолжил сокращаться, что указывает на отсутствие явных перемен и в потребительском, и в инвес­тиционном спросе.

Резкое, на 40%, увеличение экспорта газа (на фоне геополитической неопределенности вокруг Украины), благодаря которому показатели добычи газа вернулись в зону роста, и устойчивое однопроцентное увеличение добычи нефти в годовом сопоставлении должны были поддержать общие темпы роста в горнодобывающей промышленности в мае. После резкого ускорения начал возвращаться к норме рост выпус­ка нефтехимической продукции (по дизельному топливу годовой рост замедлился почти вдвое, до 10%); из-за этого показатель годового роста промышленного производства мог недосчитаться 0,9 п.п., предполагают аналитики «ВТБ Капитала». Значительно ухудшилась динамика в отраслях, связанных со строительством, продолжают они, об этом говорит, например, падение погрузки строительных грузов на железнодорожном транспорте (–20,8% в годовом сопо­ставлении).

Из позитивных показателей они отмечают некоторый рост (после двух месяцев снижения) потребления электроэнергии — с поправкой на погодный фактор, что, вероятно, должно свидетельствовать об усилении тенденции импортозамещения. В целом годовой рост промышленного производства в мае, по оценке «ВТБ Капитала», замедлился приблизительно до 1,5%, а в апреле было 2,4%, что лишний раз указывает на кратко­временный характер недавнего ускорения.

Прогноз «ВТБ Капитала» состоит в том, что рост промышленного производства будет и дальше неуклонно стремиться к нулевой отметке, пусть даже замедление будет отчасти нейтрализовано процессом импортозамещения.

Как обычно, с отставанием в несколько месяцев от рос­та закупочных цен, розничные цены в прошлом месяце продолжили ускоренно расти и достигли новых многолетних максимумов, фиксируют аналитики «ВТБ Капитала». Рост закупочных цен в секторе услуг и промышленного производства начал понемногу стабилизироваться — ослаб­ление рубля перестало оказывать свое влияние; по мнению аналитиков, это означает неотвратимую дезинфляцию уже с ­июля.

Сильное давление на рентабельность вынудило компании не только повышать цены, но и ускорять оптимизацию расходов на оплату труда, констатируют аналитики «ВТБ Капитала». Случаи сокращения штатов заметно участились — судя по тому, что соответствующие суб­индексы в секторальных PMI обрабатывающей промышленности и сфере услуг упали до 46,2 и 47,2 соответственно.

А аналитики Barclays указывают еще на один негативный аспект в развитии российской экономики: по их мнению, западные санкции влияют на Россию прежде всего в финансовой и репутационной областях. В сочетании с острой необходимостью структурных реформ санкции серьезным образом сокращают возможности рос­та российской экономики: если потенциал ее в текущем году Barclays оценивает примерно в 2,0—2,5%, то прогнозный показатель ВВП, по мнению аналитиков, нулевой или даже отрицательный.

Объясняя свой пессимизм, Barclays пишет, что санкции эффективно мешают российским банкам и компаниям выходить на западные рынки капитала, даже если у желающих получить западные деньги нет прямой связи с компаниями и лицами, подпавшими под санкции. Эти сложности с фондированием накладываются на еще одно следствие нестабильности, а именно — на бегство капитала, которое в I квартале 2014 г. оценивалось в 51 млрд долл.

Однако в целом финансовое состояние России опасений у аналитиков не вызывает. Гигантские золотовалютные резервы — 467 млрд долл. — вселяют уверенность, что долговые обязательства, составляющие примерно 80 млрд долл. на 2-е полугодие 2014 г., будут легко исполнены. В особенности если учитывать, что текущий счет будет положительным (Barclays оценивает профицит в 54 млрд долл.), прежде всего из-за слабого ­импорта.

Но, заключают аналитики Barclays, дефицит иностранного фондирования будет заметно влиять на инвестиционную активность в России и повышать спрос на иностранную валюту, что неминуемо приведет к ослаб­лению рубля — по видимости, примерно на 8% за год, как это фиксируют валютные фьючерсы.