Импортозамещение — дело тонкое

| статьи | печать

Российское правительство старается противостоять западным санкциям за счет программ импортозамещения в ряде отраслей экономики — сельском хозяйстве, оборонной промышленности, сфере высоких технологий. Чиновники, парламентарии и ученые в основном поддерживают идею импортозамещения. Бизнес же опасается роста цен и снижения качества оборудования и комплектующих.

Весьма оптимистично на перспективы импортозамещения смотрят эксперты Минэкономразвития, которые прогнозируют увеличение доли обрабатывающих производств в ВВП с 13,2% в 2014 г. до 13,7% в 2015—2017 гг. В результате темпы прироста импорта будут уступать темпам роста внутреннего спроса и не превысят 1,2—2,2% в год.

«Разумеется, мы не думаем, что ситуация с санкциями — это счастье для нашей страны. Санкции — это, конечно, проб­лема. Тем не менее нужно и зло использовать для извлечения добра, — заявил на пресс-конференции в МИА „Россия сегодня“ зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. — Хочется заметить, что серьезные российские экономисты, эксперты в облас­ти развития науки и образования давно говорили, что для того, чтобы быть цивилизованной передовой страной, нужно иметь собственное производство, науку и образование. Кроме того, программы развития собственного производства в интеграции с наукой и образованием не раз предлагал Конгресс работников образования и науки».

«Институт нового индустриального развития, наши коллеги из РАН, многие специалисты сферы материального производства уже более десяти лет говорят и пишут о необходимос­ти реиндустриализации России», — подчеркнул директор Института нового индустриального развития Сергей Бодрунов. Под реиндустриализацией, по его мнению, нужно понимать проведение экономической политики, предполагающей реализацию конкретных мероприя­тий по восстановлению роли промышленности в экономике страны в качестве ее базового компонента.

Последние 25 лет в мире гос­подствует философия благотворности свободного рынка, которая, по словам директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, предопределила и нашу идеологию перестройки и последующей трансформации экономики. «К сожалению, сегодня надо констатировать, что в нашем правящем доме очень сильна эта мантра по поводу того, что нужно шлифовать инвестиционный климат, снижать налоговое бремя и тогда все получится. Причем особенно сегодня, когда экономика находится в очень плохом состоянии», — прокомментировал ситуацию ученый.

Более практично смотрит на проблему импортозамещения бизнес. Большая часть опрошенных Институтом экономической политики им. Егора Гайдара руководителей промышленных предприятий не сможет или не захочет переходить на отечественные машины и оборудование, сырье и материалы.

Самый большой рост закупок отечественного оборудования и сырья возможен в металлургии (свыше 50% респондентов).

В других секторах экономики перспективы более скромные: в пищевой индустрии увеличение таких закупок возможно на 35% предприятий, в машиностроении — на 33%, в лесной промышленности — на 26%. Наиболее пессимистично смот­рят на возможности импортозамещения в легкой промышленности и стройиндустрии — менее 10% (подробнее — с. 20).

Причины столь прозаичного отношения предпринимателей к возможностям импортозамещения просты. Они опасаются, что в результате снизится качество и вырастут цены. «Смена географии закупок будет иметь определенные и, к сожалению, негативные последствия для качества продукции новых поставщиков, — полагает заведующий лаборатории конъюнктурных опросов Института ­Гайдара Сергей Цухло. — Менее 1% (точнее — почти 0%) российских предприятий рассчитывают на повышение качества нового оборудования и сырья».