Сколько российских семей имеют автомобили

| новости | печать

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил это, а также то, какие машины предпочитают россияне и для чего их используют.

Исследование ВЦИОМ показало, что почти две трети российских семей (63%) владеют одним или несколькими личными автомобилями: за прошедшие 15 лет уровень автомобилизации повысился, семей, где есть автомобиль, стало больше на 23 п.п. (40% в 2008 г.). Семей, владеющих одним автомобилем, стало больше на 9 п.п. (46% в 2023 г. против 37% в 2008 г.), 17% сообщили, что в их семье два и более автомобиля, что на 14 п.п. больше по сравнению с 3% в 2008 г.

Среди семей с плохим или очень плохим материальным положением больше тех, у кого в домохозяйстве нет автомобиля (48% против 37% со средним и 27% с хорошим или очень хорошим достатком).

Наличием двух и более автомобилей выделяются семьи с хорошим или очень хорошим материальным положением (25% против 16% со средним и 10% с низким достатком).

В течение последних 15 лет россияне активно «пересаживались» на иномарки: к 2023 г. количество иномарок в личном пользовании увеличилось до 72%, что на 36 п.п. больше по сравнению с 36% в 2008 г; при этом за 15 лет доля семей автовладельцев отчественных автомобилей сократилась на 27 п.п. (37% в 2023 г. и 64% в 2008 г.). Доля иномарок выросла за счет увеличения парка подержанных машин — +34 п.п. (59% в 2023 г. против 25% в 2008 г. среди семей автовладельцев), уровень владения новой иномаркой не изменился (13% в 2023 г. и 11% в 2008 г. соответственно). Сейчас, отмечают эксперты ВЦИОМ, как подержанные, так и новые автомобили отечественных марок можно встретить реже, чем 15 лет назад: подержанными российскими автомобилями владеют 30% (−21 п.п.) семей автовладельцев, а новыми — 7% (−6 п.п.).

Новую иномарку чаще можно встретить в семье с хорошим или очень хорошим материальным положением (25% против 10% со средним и 6% с плохим или очень плохим), а подержанный автомобиль отечественной марки — скорее в семье с плохим или очень плохим уровнем материального благополучия, чем со средним или хорошим (44% против 31 и 21% соответственно).

В 2023 г. о намерении приобрести автомобиль заявили 25% россиян, что на 11 п.п. больше, чем в 2008 г. (14%). Покупка авто чаще рассматривается не в краткосрочной, а в среднесрочной перспективе в два—три года.

Как и 15 лет назад, большинство не планирует приобретать автомобиль: 73% в 2023 г. и 82% в 2008-м.

Заинтересованных в покупке нового автомобиля больше среди семей с хорошим или очень хорошим материальным положением (29% против 21 и 23% среди семей, чье материальное благополучие среднее или плохое соответственно).

Авторы исследования отмечают разнообразие целей покупки авто. Превалируют цели, указывающие, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения, помощник, рабочая лошадка: 32% дали ответ «для своих нужд», еще 23% сказали, что автомобиль для них — средство передвижения. Россияне также говорили о семейных поездках (14%), о путешествиях на автомобиле (13%), работе на автомобиле (13%), поездках на работу (12%). В качестве целей приобретения авто звучало проведение досуга: поездки на дачу, за город, на рыбалку (по 8%). 7% опрошенных ВЦИОМ сказали, что автомобиль они хотят купить для того, чтобы возить детей.

Отношение к автомобилю как к средству передвижения больше всего распространено в молодежной группе 18 — 24 года (32% против 20—25% в других возрастных группах).

Автомобиль для семейных поездок больше всех интересует 25 — 34-летних россиян (24% против 14% среди всего населения).

Для работы автомобиль чаще намереваются купить мужчины, чем женщины (18% против 8%), больше всех эта цель интересует 45 — 59-летних (21% против 13% среди всего населения).

Женщины чаще мужчин говорят о поездках на автомобиле на работу (16% против 9%).

Высказавшие желание купить автомобиль в течение ближайшего года больше ориентированы на покупку подержанного, а не нового авто (57 и 37% соответственно), из чего эксперты ВЦИОМ делают предположение, что россияне не ожидают улучшения ситуации на авторынке России в ближайшее время. Среди тех, кто хотел бы совершить покупку в будущие два—три года, приоритет смещается в сторону нового автомобиля — такой вариант выбирают на 9 п.п. больше россиян, чем среди заявивших о желании купить автомобиль в ближайший год (46 и 37% соответственно). Причем в долгосрочной перспективе новые автомобили — как иномарки, так и отечественные бренды, — выбираются с одинаковой частотой (24 и 22% соответственно). Отношение к новым отечественным автомобилям в долгосрочной перспективе лучше, чем в краткосрочной (планируют купить 22% против 16% соответственно), это, по мнению авторов исследования, говорит о том, что россияне рассчитывают на развитие отечественного автопрома в ближайшие два—три года.

Семьи с хорошим или очень хорошим материальным положением чаще других рассматривают для покупки новую иномарку (10% против 4 и 6% среди семей со средним или низким достатком соответственно).