Насколько россияне «автомобильны»

| новости | печать

Соответствующий опрос среди них провел Всероссийский центр изучения общественного мнения.

Согласно результатам исследования ВЦИОМ, большая часть россиян имеет опыт приобретения автомобиля — 58%, каждый десятый планирует покупку в ближайшие пару лет (10%). Около трети сообщили, что никогда не покупали и не планируют покупать машину (31%).

Мужчины в полтора раза чаще женщин покупают автомобили — 71% против 47%.

Среди молодежи до 25 лет опыт покупки машины есть только у 16%, но каждый третий в этой возрастной группе намерен приобрести авто в ближайшие пару лет (34%).

Жители обеих столиц чаще, чем россияне в целом, не имеют авто и не собираются его покупать — 38%.

Как правило, россияне, когда-либо покупавшие авто, с разной периодичностью практикуют покупку другого автомобиля (74%). По частоте покупок автомобиля эксперты ВЦИОМ выделяют следующие группы опрошенных:

  • практикуют покупку автомобиля довольно часто (раз в четыре—пять лет и чаще) — 17%, стратегия особенно популярна у молодежи до 35 лет (29—30%);
  • занимаются покупкой автомобилей скорее часто (раз в шесть—десять лет) — 29%;
  • покупают автомобили скорее редко (раз в десять лет и реже) — 28%, в основном это представители старшей когорты (41% в группе старше 60 лет);
  • покупали машину раз в жизни — 24%, преимущественно это женщины (31% против 18% среди мужчин).

Авторы опроса также отмечают, что на выбор автомобиля влияет множество факторов. Анализ ответов опрошенных позволил аналитикам ВЦИОМ сформировать четыре ключевых мотива, на которые опираются автовладельцы (вопрос задавался россиянам с опытом покупки авто).

Необходимый функционал и параметры авто — функциональность, характеристики (48%), экономичность и расход топлива (32%), дизайн и внешний вид (15%), возможности для семьи и путешествий (13%), инновационные функции и системы безопасности (4%).

Цена и условия сделки — цена (65%), наличие гарантии, стоимость обслуживания и ремонта (24%), наличие скидки, акции, специальных предложений (6%).

Производство и бренд — бренд, производитель товара (25%), уникальность, новизна (1%).

Опыт и рекомендации — личный опыт приобретения (15%), рекомендации родственников, друзей, знакомых (12%), отзывы других покупателей в интернете (12%).

«Иными словами, автовладельцы при выборе автомобиля демонстрируют требовательность, ориентируясь не только на стоимость, но и на качество, эффективность расхода топлива и бренд. Важным фактором в цифровую эпоху становятся отзывы не только близкого круга, но и других покупателей в интернете. Эти источники позволяют получить независимую оценку автомобилей, что помогает сделать осознанный выбор транспортного средства», — обобщают авторы исследования.

Они также констатируют, что гендерная специфика при выборе авто выражена слабо, мужчины и женщины обращают внимание на одни и те же характеристики, но женщинам чуть важнее экономичность и расход топлива (35% против 29% мужчин).

Экономичность и расход топлива — этот параметр особенно важен для представителей старшего поколения (40% в группе старше 60 лет), они же чаще других опираются на личный опыт — 20%. Тогда как молодежь учитывает или рекомендации близких (21% в группе до 25 лет), или отзывы в интернете (20% среди 25 — 34-летних).

Значимость дизайна и внешнего вида авто падает с возрастом — 23% в группе 18 — 24-летних и 8% в группе старше 60 лет.

У россиян, имеющих опыт покупки авто, большой популярностью пользуются неформальные источники информации об автомобилях. Прежде всего это интернет-порталы и специализированные сайты (66%), отзывы и рейтинги автовладельцев (46%), рекомендации друзей и знакомых (43%), а также социальные сети и форумы (17%). Официальные же каналы, такие как дилерские центры (22%), автосалоны и выставки (14%), несколько уступают по значимости. Еще один вывод экспертиов ВЦИОМ из этих результатов — высокая востребованность интернет-ресурсов в процессе выбора авто.

Мужчины чаще обращаются к интернет-порталам и специализированным сайтам (70%), а женщины — к отзывам и рейтингам автовладельцев (50%) и в дилерские центры (25%).

Интернет-порталы и специализированные сайты имеют большую значимость в группе до 45 лет (18 — 24 лет — 77%, 25 — 34 лет — 80%, 35 — 44 лет — 71%). Рекомендации друзей и знакомых выбирает 58% молодежи до 25 лет.