1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 213

Учетная политика в свете изменений

В конце июля этого года Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 28.04.2017 № 69н. Этот документ откорректировал и дополнил бухгалтерский стандарт по вопросам составления организациями учетной политики — ПБУ 1/2008. Приказ вступил в силу 6 августа 2017 г. Мы расскажем о самых существенных новациях.

Способы ведения бухучета

Новый п. 5.1 ­ПБУ 1/2008 разрешает компаниям при выборе способов ведения бух­учета не ориентироваться на то, как ведется учет в других организациях. Но это правило не распространяется на организацию учета в материнских и дочерних компаниях. Если материнская организация утвердила свои стандарты бухучета, которые обязательны к применению ее дочерними фирмами, то «дочки» должны выбирать способы ведения учета с оглядкой на стандарты «мамы».

Согласно прежней редакции п. 7 ­ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики по конкретному вопросу ведения бух­учета компании должны были сделать выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством о бухгалтерском учете. Это положение из указанного пунк­та исключено. Теперь в нем сказано, что учет конкретного объекта бухучета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Если же по конкретному вопросу ведения бухучета федеральный стандарт допускает несколько способов ведения учета, то организация должна выбрать один способ, руководствуясь допущениями и требованиями, которые прописаны в п. 5, 5.1 и 6 ­ПБУ 1/2008.

Специалисты Минфина России установили порядок действия компании в ситуации, когда по конкретному вопросу ведения бухучета в федеральных стандартах не установлены никакие способы. Он содержится в новом п. 7.1 ­ПБУ 1/2008. В этом случае организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, использует пос­ледовательно следующие до­кумен­ты:

­

  • МСФО;

  • положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

  • рекомендации в области бухгалтерского учета.

Если же в федеральных стандартах не найдет ответ на вопрос о правилах ведения бухучета компания, которая вправе применять упрощенные способы ведения учета, то такая организация может формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Это правило теперь прописано в новом п. 7.2 ­ПБУ 1/2008.

Обратите внимание: в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п. 7 и 7.1 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее дея­тельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунк­тами. Это пре­ду­смот­рено в новом п. 7.3 ­ПБУ 1/2008. Правда, воспользоваться данной нормой можно только при соблюдении всех следующих условий:

  • определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении, финансовых результатах деятельности компании и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • возможен альтернативный способ ведения бухучета, применение которого позволяет устранить указанные об­стоятельства;

  • альтернативный способ ведения бух­учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

  • информация об отступлении от правил, предусмотренных п. 7 и 7.1, и применении альтернативного способа ведения бухучета раскрывается организацией в соответствии с ­ПБУ 1/2008.

Рациональность и несущественность

Согласно п. 6 ­ПБУ 1/2008 учетная политика должна обеспечивать в том числе рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности). Финансовое ведомство дополнило это требование. Рацио­нальное ведение учета также должно осуществляться исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации.

Обратите внимание: в ­ПБУ 1/2008 введена норма, согласно которой компания может выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения п. 7, 7.1 ­ПБУ 1/2008). Она содержится в п. 7.4 ­ПБУ 1/2008. Использовать только принцип рациональности можно в ситуации, если применение учетной политики, составленной в соответствии с п. 7 и 7.1 ­ПБУ 1/2008, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят эко­но­ми­чес­кие решения пользователей этой отчетности. Финансисты назвали упомянутую информацию несущественной. Отнесение информации к несущественной организация производит самостоятельно, исходя как из ее величины, так и из характера.

Изменение учетной политики

Согласно п. 10 ­ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может происходить в том числе в случаях разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Ранее применение нового способа ведения бухгалтерского учета должно было предполагать более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Финансис­ты установили, что теперь применение нового способа ведения бухгалтерского учета должно предполагать повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета. А вот что понимать под повышением качества, организация, очевидно, должна решать сама.

Как раньше, так и сейчас в некоторых случаях организация должна отразить пос­ледствия внесения изменений в учетную политику ретроспективно. То есть бухгалтер должен пересчитать данные бухгалтерской отчетности, на которых непосредственно отразились такие изменения. Порядок ретроспективного отражения пос­ледствий изменений учетной политики прописан в абз. 2 п. 15 ­ПБУ 1/2008. Раньше такой порядок заключался в корректировке входящего остатка по ста­тье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности пе­рио­д, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетнос­ти пе­рио­д, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной дея­тельности данного вида.

Согласно изменениям, внесенным в абз. 2 п. 15 ­ПБУ 1/2008, теперь нужно будет корректировать не только входящий остаток по ста­тье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», но и другие ста­тьи бухгалтерского баланса. Причем делать это необходимо не «за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности пе­рио­д», а «на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату».

И пос­леднее изменение в этой части. Из ­ПБУ 1/2008 исключен п. 25, согласно которому изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, должны были объявляться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Раскрытие учетной политики

Специалисты Минфина России ввели два новых пунк­та — 20.1, 20.2.

Новая редакция п. 7 ­ПБУ 1/2008 позволяет компаниям, применяющим ­МСФО, не использовать способ ведения бухгалтерского учета, пре­ду­смот­ренный федеральным стандартом, если он вступает в противоречие с требованиями ­МСФО. Пункт 20.1 ­ПБУ 1/2008 установил следующие правила. Если организация воспользовалась п. 7, то она должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, содержащегося в федеральном стандарте, описать такой способ. Кроме того, такая компания должна раскрыть соответствующее требование ­МСФО и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом.

Следующее нововведение установлено в п. 20.2 ­ПБУ 1/2008 и касается организаций, которые при формировании учетной политики отступили от правил, пре­ду­смот­ренных п. 7 и 7.1 ­ПБУ 1/2008. В этом случае компании в учетной политике должны раскрыть:

  • наименование федерального стандарта, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

  • обстоятельства, в результате которых применение п. 7 и 7.1 ­ПБУ 1/2008 приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступ­ления этих обстоятельств;

  • содержание альтернативного способа ведения бухучета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;

  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от установленных правил, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

После внесения изменений в ­ПБУ 1/2008 абсолютно другую смысловую нагрузку получил п. 23. Прежде в нем было сказано, что если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, то организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния использования такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за пе­рио­д, в котором начнется применение. В новой редакции данный пунк­т звучит так. Если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

Упоминание о пояснительной записке исключено из п. 24 ­ПБУ 1/2008. Теперь организации раскрывают существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информацию об изменении учетной политики в бухгалтерской отчетности.