Новости («Малая бухгалтерия», № 2, 2017)

| статьи | печать

О фискальном накопителе

Согласно п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон о ККТ) срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе, составляет не менее 36 месяцев со дня регистрации ККТ в налоговом органе. Такой порядок применяют лица, использующие ККТ:

— при оказании услуг;

— при применении УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН.

Если вышеуказанные лица используют ККТ при сезонном (временном) характере работы или при совмещении общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов либо применяют ККТ, не осуществляющую передачу фискальных данных через оператора фискальных данных, они вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев. При этом Правительство РФ наделено полномочиями по введению иных оснований для применения такого фискального накопителя.

Постановление Правительства РФ от 25.01.2017 № 70 «Об основаниях использования фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев» (вступило в силу 4 февраля 2017 г.) установило, что организации и индивидуальные предприниматели, указанные в п. 6 ст. 4.1 Закона о ККТ, вправе использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 13 месяцев, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

— применение общего режима налогообложения;

— организация или ИП являются платежными агентами (субагентами).

Поправки в порядок подтверждения основного вида деятельности страхователя

Приказом Минтруда России от 25.01.2017 № 75н внесены изменения в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55 (далее — Порядок).

В новой редакции изложен п. 5 Порядка, который определяет действия территориального органа ФСС России в случае, когда страхователь не представил подтверждение основного вида экономической деятельности. Ранее такой страхователь считался ведущим деятельность с наибольшим классом профессионального риска из числа осуществляемых им видов деятельности. Теперь ФСС России рассматривает его как осуществляющего вид деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска из числа кодов ОКВЭД, указанных в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.

Данное изменение обусловлено аналогичными поправками, которые были внесены в Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713. Эти поправки вступили в силу с 1 января 2017 г.

Приказ действует с 26 февраля 2017 г.

Форма уведомления о контролируемых иностранных компаниях

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о контролируемых ими иностранных компаниях. Такое требование содержится в подп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 25.14 НК РФ (в редакции, действующей с 15 февраля 2016 г.) уведомление представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором налогоплательщиком признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании. Соответственно, за 2016 г. уведомление нужно представить до 20 марта 2017 г.

ФНС России приказом от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@ утвердила форму, формат такого уведомления, а также порядок его заполнения.

Приказ начал действовать с 22 января 2017 г.

О форме согласия на раскрытие налоговой тайны

Приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@ утверждены форма и формат согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными.

Форма согласия утверждена в соответствии с требованиями подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ. В этой норме указано, что не являются налоговой тайной сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика (плательщика страховых взносов). При этом такое согласие должно быть представлено по форме, формату и в порядке, утверждаемым ФНС России.

В форме согласия указывается период, за который сведения, составляющие налоговую тайну, становятся общедоступными. Кроме того, в ней приводятся коды сведений из приложения № 3 к приказу.

Установлено, что согласие представляется в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства (при отсутствии такового — по месту пребывания) физического лица. Сделать это можно в письменной форме лично или по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика.

Приказ вступит в силу с 1 апреля 2017 г.

Доход ИП для целей исчисления страховых взносов

Минфин России в письме от 06.02.2017 № 03-15-07/6070 разъяснил порядок определения дохода индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты физическим лицам и применяющих общую систему налогообложения, для целей исчисления страховых взносов.

Предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам, когда их годовой доход превышает 300 000 руб., дополнительно уплачивают в ПФР 1% с суммы превышения дохода (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Согласно подп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ для плательщиков НДФЛ доход учитывается в соответствии со ст. 210 НК РФ (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности). Исходя из положений п. 3 ст. 210 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

Таким образом, индивидуальные предприниматели на общей системе налогообложения в целях определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за себя, полученный доход уменьшают на профессиональный вычет, предусмотренный ст. 221 НК РФ, то есть на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением дохода от предпринимательской деятельности. А если документального подтверждения расходов нет, доход уменьшается на 20%.

Об отсрочке (рассрочке) по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых в РФ

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле (ст. 177 НК РФ).

Изменение срока уплаты налогов, в том числе НДС, в отношении импортируемых товаров, осуществляется по правилам главы 15 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ). Так, отсрочка или рассрочка по уплате налогов на срок от одного до шести месяцев предоставляется по основаниям, установленным ст. 134 Закона № 311-ФЗ. К ним относятся: причинение ущерба плательщику налогов в результате стихийного бедствия, катастрофы, обстоятельств непреодолимой силы; задержка финансирования из бюджета; если товары, ввозимые в РФ, быстропортящиеся; ввоз осуществляется по международному договору РФ, ввозимые товары включены в перечень отдельных типов иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, утвержденный Правительством РФ.

Специалисты Минфина России в письме от 30.01.2017 № 03-07-03/4470 указали, что других оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ не предусмотрено.

Командировка из головного офиса в филиал

Минфин России в письме от 16.01.2017 № 03-04-06/1224 рассмотрел порядок обложения НДФЛ и учета в целях налога на прибыль сумм возмещения расходов работника при его командировке из головного офиса в филиал компании.

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы возмещения командировочных расходов. Финансисты указали, что под служебной командировкой следует понимать поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, указанного в трудовом договоре. Это следует из положений ст. 166 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение). Направление сотрудника головного офиса в филиал для выполнения служебного поручения также признается командировкой (п. 3 Положения). Следовательно, суммы компенсации его расходов на такую поездку не облагаются НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

Что касается налога на прибыль, то компания может учесть затраты на командировку работника головного офиса в филиал в расходах на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом необходимо соблюдать общие требования об экономической обоснованности и документальном подтверждении расходов.

Страховые взносы при наличии обособленных подразделений

ФНС России в письме от 23.01.2017 № БС-4-11/993@ разъяснила порядок уплаты страховых взносов и представления отчетности организациями по месту нахождения обособленных подразделений с 1 января 2017 г., а также уведомления налоговых органов о наделении обособленных подразделений полномочиями (лишении полномочий) по начислению выплат физическим лицам.

Организации, имеющие обособленные подразделения, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в том числе которые обладали соответствующими полномочиями до 1 января 2017 г., обязаны уплачивать страховые взносы и представлять расчеты по ним как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений. Данный порядок распространяется и на плательщиков, отнесенных к категории крупнейших.

Если подразделение наделено полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц после 1 января 2017 г., организация должна представить в налоговый орган уведомление о наделении подразделения соответствующими полномочиями. Обязанность по сообщению в налоговые органы об обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по состоянию на 1 января 2017 г., возложена на ПФР (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

Представление расчетов по страховым взносам и уплата страховых взносов организацией, имеющей обособленные подразделения, исключительно по месту своего нахождения возможны в случае, если она самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу всех работников, в том числе в пользу работников обособленных подразделений. В случае если до перехода на указанную централизованную уплату страховых взносов такая организация имела обособленные подразделения, которые наделены полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц, в том числе до 1 января 2017 г., то одновременно необходимо уведомить налоговые органы о лишении всех обособленных подразделений соответствующих полномочий.

Как заполнять платежки на уплату страховых взносов

Значения статуса плательщика средств, указываемого в реквизите «101» платежного поручения, перечислены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Налоговики изначально предполагали, что в этом реквизите платежного поручения плательщики страховых взносов будут указывать статус «14» — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. Однако программное обеспечение Банка России в настоящее время не позволяет принимать платежные поручения со статусом «14». В связи с этим ФНС России в письме от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@ разъяснила, что плательщики страховых взносов в реквизите 101 платежного документа должны указывать:

— юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, — «01»;

— индивидуальные предприниматели (нотариусы, адвокаты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств) соответственно «09», «10», «11» и «12»;

— физические лица — «13».

Кроме того, налоговики рассказали о порядке действия инспекции, если в платежном поручении плательщик страховых взносов указал ошибочный код ОКТМО. Они отметили, что данный реквизит не используется органами Федерального казначейства для межбюджетного распределения страховых взносов. Поэтому проведения налоговыми органами операций по уточнению ОКТМО не требуется.

Платежные поручения, оформленные с ошибочным указанием значения кода ОКТМО, подлежат учету в соответствующей карточке расчетов с бюджетом, открытой с ОКТМО по месту нахождения плательщика без отражения в ведомости невыясненных поступлений.