1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 33

Дешёвые лекарства скоро подорожают

Для того чтобы сохранить в аптеках недорогие лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), правительство может вывести их из-под госрегулирования цен. ЖНВЛП — это перечень лекарств, цены на которые регулируются государством, чтобы обеспечить их доступность населению. Производители могут повышать цену только раз в год с учётом уровня инфляции.

Производителям самим разрешат устанавливать отпускную цену. О необходимости отменить государственное регулирование на препараты стоимостью меньше 50 руб. впервые заговорили в феврале. Идею «отпустить» цены ещё весной высказал и Минпромторг, после того как из аптек стали исчезать самые доступные по цене антибиотики левомицитин и ампициллин, понижающие давление каптоприл и атенолол, диуретик фуросемидт и многое другое. Предприятия заморозили производства их из-за того, что себестоимость препарата стала выше его итоговой цены.

Тогда стало известно, что Минпромторг разрабатывает постановление правительства, по которому все компании-производители смогут сами назначать цены на недорогие лекарства. Пока ещё Минздрав формирует список ЖНВЛП, в который входит порядка 600 наименований, Росздравнадзор регистрирует предельные отпускные цены, а органы исполнительной власти в регионах устанавливают торговые надбавки. Производители препаратов весьма недовольны сложившейся системой. В феврале Федеральная антимонопольная служба установила, что 197 препаратов из списка ЖНВЛП стоимостью до 50 руб. уже сняты с производства. Сказать, что дешёвые медикаменты исчезли совсем — преувеличение. Не стало отечественного копеечного нистатина — на смену ему пришли украинский и белорусский. Правда, более дорогие, по цене уже 120—130 руб. за упаковку. То же самое происходит и с другими лекарствами: дешёвый ассортимент вытесняется и заменяется более дорогостоящим.

В Аптечной гильдии говорят о том, что сейчас российские фармпредприятия прекратили поставки уже около 300 наименований разных форм выпуска и дозировок. Но у правительства есть поручение президента — дешёвые лекарства должны на рынке сохраниться, поэтому специалисты ищут варианты, как остановить их исчезновение с рынка. Ещё 7 февраля и 20 апреля 2016 г. Владимир Путин давал правительству задание не допустить исчезновения с рынка дешёвых российских медикаментов, входящих в ЖНВЛП, продумать меры поддержки производителям этих препаратов. Так президент отреагировал на сообщения фармкомпаний о прекращении производства ряда медикаментов.

Правительство откажется от регулирования цен на российские ЖНВЛП стоимостью до 50 руб. Об этом заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович сообщил в письме президенту Владимиру Путину. В письме также говорится о том, что власти намерены поддерживать субсидиями фармкомпании, производящие такие препараты. Правила предоставления госпомощи предстоит разработать. Новый порядок ценообразования недорогих лекарств должен вступить в силу до 1 января 2017 г. Источник РБК, близкий к правительству, подтвердил, что Дворкович направлял письмо Путину в первой половине сентября. Источник РБК в ФАС России уточнил, что ответственным ведомством за разработку постановлений назначен Минпромторг. Представитель А. Дворковича Алия Самигуллина подтвердила подлинность письма. «Доклад был, ведётся регулярный мониторинг по этой проблематике». Правительство позволит фармкомпаниям самостоятельно поднимать цены на жизненно необходимые и дешёвые препараты: аспирин, ибупрофен, глицин, воду для инъекций и т.д. Это, безусловно, приведёт к подорожанию лекарств массового спроса.

Ряд экспертов уверены, что после отказа правительства от регулирования цен на ЖНВЛП производитель сможет беспрепятственно увеличить их до максимально возможных. Другие считают, что свою роль при ценообразовании сыграет конкуренция.

«Отпустить цены — правильный шаг, если мы хотим сохранить присутствие на рынке недорогих лекарств, — утверждает глава Аптечной гильдии Елена Неволина. — Вопрос стоит так: либо производители смогут поднять цену, чтобы производство стало хотя бы минимально рентабельным, и тогда лекарства останутся в продаже. Либо мы получим физическое их отсутствие».

«Не надо думать, что, если подобное решение будет принято, у нас вообще не останется лекарств дешевле 50 руб., — считает исполнительный директор СПФО Лилия Титова. — Один и тот же препарат выпускают многие предприятия, а роль конкуренции никто не отменял. Компании смогут выбирать: удержать цену на уровне до 49 руб. 99 коп. или превысить порог 50 руб. и вновь попасть под необходимость регистрировать цену. Вполне допускаю, что некоторые производители, зарегистрировав свои препараты по отпускной цене немного выше 50 руб., даже, наоборот, захотят её снизить, чтобы выйти из госрегулирования».

«Действующая система регулирования цен не стимулирует производителей сохранять дешёвый ассортимент лекарств, — говорит директор по внешним связям STADA CIS Иван Глушков. — Издержки растут, а предельная отпускная цена, по сути, не меняется, а если и индексируется, то недостаточно. Любые перекосы могут привести к нежелательным последствиям. Менять нынешнюю методику ценообразования — это половинчатое решение, параллельно нужно решать и вопрос лекарственного обеспечения, введения соплатежей».

Компании, которые помимо ЖНВЛП с фиксированной ценой выпускают и «коммерческие» лекарства, цену на которые устанавливают сами, могут перегруппироваться и в итоге остаться на плаву. Если же в работе находится продукция исключительно из регулируемого перечня, производство неизбежно движется в минус. Такие опасения отчасти подтверждает статистика: в контролируемом сегменте цены на лекарства выросли в 2016 г. лишь на 0,5% (за 8 месяцев 2015 г. — на 7,4%), но дешёвые лекарства из «коммерческого» сегмента в этом году подорожали на 24,6%, а в прошлом — на 31,4%. В прошлом году к остановкам производства из-за убыточности прибегла почти половина фармкомпаний, работающих в доступном сегменте.

Помимо «отпуска» цен поступают и другие предложения остаться «на плаву». Одно из них — внедрить систему госзаказов, когда производителей просто обяжут выпускать определённый объём лекарств по низким ценам под гарантии закупок. Обсуждается также идея введения субсидирования.