Пассивное курение на 50% повышает риск инсульта

| статьи | печать

Учёные из Медицинской школы Джона Хопкинса в Балтиморе (США) пришли к выводу, что курильщики почти на 50% повышают риск развития инсульта у своих некурящих соседей. Об этом сообщает агентство Reuters.

В результате исследований было также установлено, что, если пережившие инсульт люди сталкивались с пассивным курением, они примерно в два раза чаще умирали от любой причины.

Исследования проводились на основе статистического анализа данных 28 000 некурящих людей, учитывая наличие в их окружении курящих родственников или близких. Уровень воздействия дыма определялся с помощью теста крови на котинин – продукт распада никотина. Оказалось, что высокий уровень воздействия дыма повышал вероятность развития инсульта у пассивных курильщиков на 46% по сравнению с некурящими людьми, не подверженными воздействию никотина. Анджела Малек, эксперт Медицинского университета Южной Каролины, подчёркивает: любой уровень дыма опасен. Помимо инсульта пассивное курение грозит болезнями сердца и раком лёгких. У детей возможно развитие астмы и инфекций.

Зажжённая сигарета является источником бокового дымового потока (помимо главного потока), который действует на окружающих, принуждённых к пассивному курению и вдыханию вредоносных веществ. По данным российских учёных, пассивный курильщик, находясь в помещении с активными курильщиками в течение одного часа, вдыхает такую дозу некоторых газообразных составных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Однако доза вдыхаемых твёрдых частичек, в том числе смолы, несколько меньше и соответствует выкуриванию 0,1 части сигареты.

Учёные пришли к заключению, что некурящие в настоящее время вдыхают до 14 мг высококанцерогенных веществ, содержащихся в табачном дыме, с задержкой их в лёгких в течение 70 дней. Находящийся в закрытых помещениях табачный аэрозоль, по-видимому, является главным источником вдыхаемых частиц. Концентрация табачного дыма в закрытых помещениях прямо пропорциональна интенсивности курения и обратно пропорциональна эффективности вентиляции.

Ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, ингалируются курящими. Большая часть попадает в воздух при паузах в курении, которые обычно длиннее, чем момент затяжки. Эти вещества ингалируются и при принудительном курении. В боковом потоке дыма содержится в 3,4 раза больше бензапирена, чем в основном потоке. В прокуренных помещениях содержание бензапирена больше, чем в чистом наружном воздухе. Канцерогенные вещества отличаются от других ядов тем, что отдельные частичные дозы суммируются практически без потерь до достижения критических пороговых величин. Вследствие такого суммационного действия канцерогенов в этом случае нет так называемых МАК-величин (максимально допустимые на рабочем месте концентрации), поэтому задача состоит в их полном удалении.

Особого внимания заслуживают канцерогенные нитрозамины. В побочной струе табачного дыма концентрации летучих нитрозаминов в 50—100 раз выше, чем в основной струе. Наиболее опасным из этих соединений является диметилнитрозамин. Ни один вид животного не может противостоять его канцерогенному действию. В основном он поражает печень и лёгкие. Это было открыто недавно с помощью новых химических методов исследования. Если в жилых помещениях, где не курят, нитрозамины не обнаружены, то на рабочих местах и в учреждениях, где в воздухе много табачного дыма, обнаружены нитрозамины.

Если какой-либо прибор или механизм при своей работе высвобождал бы такое же количество канцерогенов, какое ингалируют миллионы пассивных курильщиков, его работа была бы немедленно запрещена.

За последнее время исследования пассивного курения проведены во Франции, США и в других странах. В результате установлено отрицательное действие на некурящих составных компонентов табачного дыма (оксид углерода, никотин, альдегиды, акролеин и др.). Выявлено влияние этих веществ на состав крови, мочи и нервную систему пассивного курильщика. Особенно большой вред приносит оксид углерода, который, проникая через лёгкие в кровь, прочно соединяется с гемоглобином, препятствуя доставке кислорода тканям. Обычно содержание образуемого при этом карбоксигемоглобина в крови человека колеблется от 0,4 до 1%. По данным ВОЗ, предел его содержания составляет 4%. Повышение концентрации карбоксигемоглобина до 16—20% может вызвать летальный исход у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а до 67—70% — у практически здоровых лиц.

В настоящее время доказано, что пассивное курение является важным фактором риска развития рака лёгкого. Установлена статистически достоверная зависимость от времени пребывания в накуренных помещениях, поскольку побочный поток дыма содержит более высокую концентрацию канцерогена диметилнитрозамина, чем главный поток, вдыхаемый активным курильщиком.

Дети, подвергающиеся пассивному курению, чаще заражаются инфекционными респираторными заболеваниями типа воспаления лёгких или бронхита и требуют больничного ухода чаще, чем дети, которые этому не подвергаются. Подверженность пассивному курению является одним из важнейших факторов отличия между детьми, у которых развивается астма, и детьми, у которых в возрасте около пяти лет приступы «свистящего» дыхания прекращаются.

Пассивное курение является весьма распространённым фоном для развития астмы у детей.

Курение, даже пассивное, может снизить способность женщины к зачатию ребенка. Как сообщило агентство «Рейтер-Здоровье», курящие женщины беременели на 23% реже в течение шести месяцев и на 54% реже в течение года, по сравнению с некурящими.