Нулевой НДС при перевозке и экспорте товаров

| статьи | печать

В письме от 19.12.2014 № 03-07-08/65899 финансисты дали «добро» на нулевую ставку НДС по услугам перевозки экспортируемых товаров по территории РФ. А в письме от 04.02.2015 № 03-07-08/4343 они разъяснили, что для применения нулевой ставки в случае вывоза товаров на экспорт через территорию государства — члена Таможенного союза не нужно дожидаться их фактического вывоза на территорию иностранного государства.

Нулевая ставка при перевозке по РФ

Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС 0% применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании до­говора транспортной экспедиции при организации такой перевозки. При этом перевозка считается международной, если пунк­т отправления или пунк­т назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Но не всегда перевозка товаров между пунк­том отправления и пунк­том назначения может быть осуществлена одним видом транспорта. Например, если экспортируемый товар доставляется за границу морем, то его сначала нужно довести по территории РФ до морского порта и там перегрузить на морское судно. Очевидно, что в такой ситуации в перевозке товаров будут участвовать как минимум два перевозчика. Но могут ли перевозчик и экспедитор, осуществляющие доставку экспортируемого товара по территории РФ до морского порта, применить в отношении такой перевозки нулевую ставку НДС?

Раньше финансисты и налоговики указывали, что в случае перевозки товаров, вывозимых за пределы территории РФ несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, в отношении услуг по их перевозке между пунк­тами, расположенными на территории РФ, нулевая ставка НДС не применяется. Такая позиция, в частности, была приведена в письме Минфина России от 02.08.2011 № 03-07-15/72, которое доведено до сведения нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 12.08.2011 № АС-4-3/13133@ и размещено на официальном сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами».

В мае 2014 г. по данному вопросу высказался Пленум ВАС РФ. В пунк­те 18 постановления от 30.05.2014 № 33 высшие арбитры разъяснили, что оказание услуг по международной перевозке товаров несколькими лицами само по себе не препятствует применению нулевой ставки НДС всеми участвовавшими в ней лицами. В связи с этим нулевую ставку применяют перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг. Пленум ВАС РФ также отметил, что по смыслу положений подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

В письме от 19.12.2014 № 03-07-08/65899 Минфин России, рассмотрев ситуацию, когда экспортируемый товар перево­зится по территории РФ от завода до морского порта, рекомендовал при применении норм подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ учитывать положения п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. То есть финансисты больше не возражают против применения нулевой ставки НДС перевозчиками и экспедиторами в отношении услуг по перевозке экспортируемых грузов по территории РФ. Минфин России назвал до­кумен­ты, которые необходимо представить в налоговый орган. Это:

■ контракт (копия контракта) перевозчика (экспедитора) на оказание услуг по перевозке грузов (транспортно-экспедиционных услуг) с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;

■ копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных до­кумен­тов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ, с учетом особеннос­тей, установленных подп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Отметим, что при вывозе товаров морем такими до­кумен­тами будут:

— копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой «Погрузка разрешена» российского таможенного органа места убытия;

— копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждаю­щего факт приема товара к перевозке до­кумен­та, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.

Экспорт через территорию государства — члена Таможенного союза

В общем случае для подтверждения права на нулевую ставку НДС при экспорте товаров в таможенной декларации должна быть отметка таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта («Выпуск разрешен»), и отметка таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории РФ («Товар вывезен»). Это следует из подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ, п. 3 п. 43 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, и п. 15 Порядка действия должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, утвержденного приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1327.

Но если товар вывозится в иностранное государство через территорию государства — члена Таможенного союза, в декларации будет отсутствовать отметка российского таможенного органа «Товар вывезен». Ведь на границах РФ с этими странами таможенный контроль отменен (Указ Президента РФ от 01.07.2011 № 880). Нужно ли в этом случае представлять налоговикам до­кумен­ты, подтверждающие вывоз товаров с территории государства — члена Таможенного союза на территорию иностранного государства, в целях применения нулевой ставки?

Минфин России в письме от 04.02.2015 № 03-07-08/4343 разъяснил, что делать это не надо, поскольку требований по представлению таких до­кумен­тов НК РФ не содержит. В подобных случаях согласно п. 1 ст. 165 НК РФ в таможенной декларации должна быть только отметка таможенного органа РФ, производившего выпуск товаров в процеду­ре экспорта. Эту позицию разделяет и ФНС России (письмо от 10.06.2013 № ЕД-4-3/10481@).

Финансисты также указали, что налоговая база по НДС при таком вывозе должна определяться в последний день квартала, в котором собран пакет до­кумен­тов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, независимо от даты фактичес­кого вывоза товаров с территории ­государства — члена Таможенного союза на территорию иностранного государства.