Суды решили так (УСН) («Малая бухгалтерия», № 05, 2014 г.)

| статьи | печать

[–] Денежные средства, перечисленные собственниками жилых помещений управляющей организации в счет возмещения стоимости коммунальных услуг, признаются доходом последней для целей УСН

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2014 по делу № А05-7338/2013)

Фискалы в ходе выездной проверки организации, осуществляющей управление многоквартирным домом и применяющей УСН, выяснили, что она не учитывала в доходах денежные средства, полученные от собственников жилых помещений в счет возмещения стоимости коммунальных услуг. Результат — доначисление «упрощенного» налога, соответствующих пеней и штрафа. Компания посчитала решение инспекции незаконным, подала иск в суд, но проиграла.

Арбитры установили, что в целях обеспечения многоквартирного жилого дома коммунальными ресурсами налогоплательщик заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями. Они выставляли в пользу компании счета за проданные коммунальные ресурсы, а налогоплательщик в свою очередь после передачи объектов долевого строительства по актам приема-передачи выставлял собственникам жилых помещений счета на оплату коммунальных услуг в зависимости от площадей помещений и расчетов потребления по приборам учета. Собственники жилых помещений перечисляли денежные средства за коммунальные услуги платежными поручениями на счет управляющей организации либо уплачивали коммунальные платежи в ее кассу.

Налогоплательщик со ссылкой на подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ пытался доказать, что выручка от реализации коммунальных услуг собственникам жилых помещений не должна учитываться в составе доходов, так как правовое положение управляющей организации в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению агента в правоотношениях между принципалом и агентом, агентом и третьими лицами, установленному главой 52 ГК РФ. Однако судьи такой довод отклонили.

Все три инстанции пришли к выводу, что налогоплательщик, выполняя в спорный период функции управляющей организации, не осуществлял посреднической деятельности, а его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствовало правовому положению исполнителя коммунальных услуг.

Так, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ст. 161 ЖК РФ). Собственники жилых помещений перечисляют управляющей организации плату за коммунальные услуги, в том числе за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (п. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ).

Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Это было предусмотрено п. 3 действующей в проверяемый период редакцией Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила № 307).

На исполнителя коммунальных услуг положениями Правил № 307 возлагалась обязанность по обеспечению собственников жилых помещений в доме коммунальными услугами, в том числе путем заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг потребителям (подп. «в» п. 49 Правил № 307).

Пунктом 3 Правил № 307 было установлено, что ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу коммунальных ресурсов. В случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг (п. 3 и 49 Правил № 307).

Договорами, заключенными управляющей организацией с поставщиками коммунальных ресурсов, было предусмотрено, что налогоплательщик приобретает такие ресурсы и оплачивает их полную стоимость.

Согласно Правилам № 307 на управляющую организацию была возложена обязанность именно по предоставлению заказчикам коммунальных услуг. При этом не имело значения, собственными силами она оказывает коммунальные услуги или для этих целей привлекает других лиц.

Суды установили, что начисление и сбор коммунальных платежей осуществлялись налогоплательщиком самостоятельно. Денежные средства, поступающие на его расчетный счет, а также в кассу от собственников жилых помещений как оплата за жилищно-коммунальные услуги, расходовались налогоплательщиком самостоятельно, не имели целевого назначения, в адрес ресурсоснабжающих организаций в тот же день не перечислялись. Иного заявителем не доказано.

Таким образом, в рассматриваемом случае управляющая организация выступала в качестве самостоятельного субъекта по отношению как к поставщикам коммунальных ресурсов, так и к собственникам жилых помещений.

[+] Субсидии из областного бюджета, полученные главой КФХ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, а также на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаются его доходом для целей УСН

(Постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2014 № Ф09-2426/14)

Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в качестве главы КФХ, применял упрощенную систему налогообложения. Областной департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в 2010 г. перечислил на счет коммерсанта денежные средства в виде субсидий на поддержку свиноводства, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, поддержку молочного животноводства, а также на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших от засухи.

Фискалы в ходе выездной проверки обнаружили, что указанные поступления не были учтены налогоплательщиком в составе доходов и доначислили на этом основании «упрощенный» налог. Коммерсант обратился в суд.

Арбитры первых двух инстанций признали решение налогового органа неправомерным, однако судьи ФАС с коллегами не согласились, и вот почему.

Для целей УСН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, не учитываются.

Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 г., в п. 2 ст. 251 НК РФ были внесены изменения, согласно которым целевые поступления из бюджета не указаны как доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.

Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному источником целевого финансирования или федеральными законами.

Закрытый перечень случаев признания средств целевыми не содержит относимых к рассматриваемым правоотношениям.

Таким образом, предприниматель был обязан включить суммы выделенных ему субсидий в налоговую базу по «упрощенному» налогу.

[+] Стоимость основных средств, переданных обществом в оплату действительной стоимости доли наследнику умершего участника, в составе доходов для целей УСН не учитывается

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.04.2014 по делу № А28-6826/2013)

Общество с ограниченной ответственностью, применяющее УСН, после смерти одного из участников получило от его наследника заявление с просьбой выплатить причитающуюся ему действительную стоимость доли в уставном капитале исходя из ее рыночной стоимости. При этом одну часть доли наследник хотел получить деньгами, а другую — имуществом.

Далее был определен конкретный перечень объектов основных средств, подлежащих передаче в счет оплаты действительной стоимости доли, соответствующей части стоимости чистых активов, определенной с учетом рыночной оценки имущества общества. По акту приема-передачи наследник получил здания и земельные участки.

Налоговики в ходе выездной проверки посчитали, что общество недоплатило «упрощенный» налог в бюджет, занизив доход от реализации недвижимого имущества, полученный в связи с погашением задолженности перед наследником умершего участника посредством передачи на безвозмездной основе права собственности на основные средства. Доначислений избежать не удалось. Общество с фискальным решением не согласилось и оспорило его в арбитражном порядке.

Инспекторы пытались доказать, что налогоплательщик получил реальный доход в виде экономической выгоды в сумме стоимости спорных объектов, поскольку обязательство по выплате наследнику действительной стоимости доли было погашено путем передачи имущества, стоимость которого была значительно меньше суммы обязательств. Суды трех инстанций, однако, довода налоговиков не оценили и признали доначисления незаконными на следующих основаниях.

Обязанность общества по выплате наследнику умершего участника действительной стоимости доли или части доли, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню смерти участника, либо с его согласия выдать в натуре имущество такой же стоимости установлена п. 5 ст. 23 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

По общему правилу для целей УСН учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не учитываются (п. 1 и подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В частности, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Подпунктом 5 п. 3 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

Исходя из фактических обстоятельств и вышеупомянутых норм права, суды пришли к выводу о том, что у общества не возникла обязанность по учету в составе доходов стоимости основных средств, переданных в оплату действительной стоимости доли наследнице умершего участника.