1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 14012

Юрий Любимов в театре им. Вахтангова

Если бы Юрий Любимов ставил по одному спектаклю в год, для осуществления 106 постановок, имеющихся сегодня в его творческом багаже мастеру понадобилось бы больше века. Но великий режиссер справился с этой задачей значительно быстрее. Ему понадобилось для этого неполных 80 лет. По этому поводу, в театре им. Евгения Вахтангова и состоялась Международная конференция, посвященная 80-летию творчества выдающегося режиссера-реформатора и его роли в отечественном и мировом театре.

Театр имени Вахтангова был выбран не случайно. Он — альма-матер Юрия Любимова. Здесь он начинал освоение театра как актер. Впоследствии, преподавал в Театральном училище им. Б.Щукина, в результате чего этот театр стал колыбелью новой московской труппы. А подготовленный Любимовым выпускной студенческий спектакль «Добрый человек из Сезуана» по Брехту оказался и первым представлением будущей легендарной Таганки.

Говорить о 50-летии Таганки, вне ее создателя, наверное, менее уместно, чем отмечать его в контексте 80-летия творческой деятельности Юрия Любимова.

Поэтому, размышляя о достижениях мастера, участники конференции говорили о том влиянии, которое оказали спектакли московского Театра на Таганке на них и на мировую театральную культуру в целом.

В большом зрительском фойе Театра им. Е.Вахтангова была презентована уникальная книга - альбом, выпущенная специально к 80-летнему юбилею режиссера. Ее составитель, главный архивариус театра на Таганке Светлана Сидорина сумела собрать воедино как авторские записи Юрия Любимова в разные годы, так и статьи, рецензии, воспоминания соратников, постановочные эскизы и уникальные фотографии. Проект поддержали Эвелина Закамская и Алексей Забровский, Банк Интеза и Газпромбанк. Деятельное участие в реализации приняла супруга Юрия Любимова Каталин Любимова.

Там – же, в фойе театра развернулась фотовыставка, повествующая о жизни и творчестве мастера. На стендах фотографии его прародителей — деда и бабушки, родителей, его супруги и помощницы во всех делах Каталин, сына Петра. Особое место отведено фотостраницам о легендарных спектаклях Таганки, которые помогали зрителям выстоять в «застойные времена» — «10 дней, которые потрясли мир», «Послушайте!», «Живой», «Шарашка», «Пугачев», «Гамлет», «Мастер и Маргарита»... Здесь и фото спектаклей недавних, поставленных с выпускниками руководимого Любимовым курса ГИТИСа: «До и после», «Арабески», «Горе от ума», «Замок». И, конечно же, фотохроника постановок прошлого года: «Бесы» в Театре им. Е.Вахтангова, опера «Князь Игорь» в Большом театре. Особенно интересовали всех стенды с драматическими и оперными спектаклями, поставленными Любимовым в Великобритании, Италии, Израиле, Греции и других странах мира.

Об этих спектаклях и о том, каким интересным было общение с Любимовым в Москве и на международных театральных фестивалях вспоминали в этот день друзья и коллеги Юрия Петровича: режиссеры Тадаси Сузуки (Японии) и Теодор Терзопулос (Греция), театроведы Власта Смолакова (Чехия) и Беатрис Пикон-Валлен (Франция). В числе гостей были и другие давние друзья мастера: Лора Гуэрра, директор Авиньонского фестиваля Бернар Февр д`Арсье, режиссер Анатолий Васильев, литературовед Юрий Манн, композитор Владимир Мартынов, писатели Сергей Есин и Евгений Сидоров.

Тадаси Судзуки и Теодор Терзопулос вспоминали, как работали вместе с Юрием Любимовым в Японии и Греции, а также в Москве, когда ставили спектакли с актерами Театра на Таганке, как обсуждали творческие находки коллег на российском Театральном фестивале им. А.П.Чехова и на международных фестивалях в других странах.

Юрий Манн вспоминал, как пришлось отстаивать перед чиновниками спектакль «Ревизская сказка» по поэме Гоголя «Мертвые души».

Беатрис Пикон-Валлен подчеркнула, что главной темой творчества Любимова является тема свободы — как главной основы, «хлеба» подлинного искусства. И это роднит его и с мастерами прошлого, например с Мольером, роль которого Юрий Петрович сыграл в телеспектакле Эфроса, и с известными современными режиссерами, в частности с французским режиссером и драматургом Арианой Мнушкиной, которая общалась с Юрием Любимовым и во многом разделяла его творческие взгляды.

Власта Смолакова рассказала о том, что сначала попала в Театр на Таганке как стажер. О том, какой катарсис испытывала она во время представлений. Позже ей доводилось бывать на Таганке как сотруднице посольства Чехии в России и сопровождать в театр Вацлава Гавела, автограф которого хранится на знаменитой стене в кабинете Любимова. Власта Смолакова зачитала также приветственное письмо, которое прислали Любимову сотрудники Библиотеки им. Вацлава Гавела.

Многие в тот день благодарили Юрия Петровича за помощь и поддержку, которую он оказывал и оказывает начинающим режиссерам, актерам, театроведам. Говорили и о его терпении и способности прощать. Ну и конечно о главном удивительном качестве Любимова - умении держать удар и отстаивать свои творческие позиции.

Здоровья и успехов пожелали Юрию Петровичу все его почитатели, в том числе и сотрудники Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына. Поздравление от Президента РФ В.В. Путина зачитал писатель Евгений Сидоров: «...Выдающийся режиссер, человек яркого таланта и огромной созидательной энергии, Вы никогда не шли легкими проторенными дорогами, а выбрали путь, достойный настоящего мастера и творца. Театр, созданный Вами 50 лет назад, стал уникальным явлением в отечественной и мировой культуре, символом смелого новаторства, социально острого и актуального искусства».

Студия «ЭЖ» запечатлела наиболее интересные моменты творческих дней, записав эксклюзивные интервью участников конференции и спектаклей.