Театр на Таганке и Юрий Любимов празднуют разные даты в один день

| статьи | печать

В среду, 23 апреля, в фойе двух московских театров одновременно отмечаются юбилеи. На Таганке дают «Таганский фронт», там один из главных исполнителей Юрий Шевчук. В большом зрительском фойе театра Вахтангова проходит международная конференция к восьмидесятилетию творчества «отца» Таганки Юрия Любимова, там главным действующим лицом выступает сам великий режиссёр.

На Таганке применена затейливая идея представления, которую в четырёх словах описал сам автор и постановщик Влад Маленко: «Таганка — это пять баб». В Вахтангова проще — конференция театральных людей со всего мира о роли Юрия Любимова в мировом театре, а потом — представление одной из последних работ великого режиссёра — «Бесов».

Зрителям просто сделать выбор на вечер среды: на Таганку попасть можно, в Вахтангова — нет, пригласительных кратно меньше, чем жаждущих. Видимо, рассказу про «пять баб» театральная публика предпочла разговор с классиком Юрием Любимовым. Интерес к празднованию юбилея маэстро явно подогрели многочисленные публикации мемуаров этаких «пятых битлз» — людей с Таганки прошлого века, которые рассказывают в многочисленных интервью в последнее время, как именно они, а никакой там не Любимов придумали театр, нашли Владимира Высоцкого и даже открыли для начинающего режиссёра Любимова творчество В. Шекспира.

В 1934 г. Юрий Любимов поступил на учёбу в студию, находящуюся при 2-м МХАТе. И уже через год вышел на сцену с первой эпизодической ролью в спектакле «Мольба о жизни».

В 1963, уже став режиссёром и педагогом, Юрий Любимов поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Вскоре после этого Любимову предложили возглавить Театра драмы и комедии, находящийся на Таганской площади. Актеры — студенты Щуки впоследствии составили основу труппы. И 23 апреля 1964 г. на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», состоялась премьера спектакля «Добрый человек из Сезуана»

В конференции, которая начнется 23 апреля, примут участие: Юрий Любимов, режиссёры: Анатолий Васильев, Римас Туминас, Теодорос Терзопулос (Греция), Тадаши Судзуки (Япония), композитор Владимир Мартынов, актрисы Галина Коновалова, Катя Дандулаки (Греция), писатель Андрей Битов, литературовед Юрий Манн, критик и литературовед Евгений Сидоров, историк театра, исследователь творчества Ю. Любимова Беатрис Пикон-Валлен (Франция), директор Авиньонского фестиваля в 1980—1984 и 1993—2003 гг. Бернар Февр Д'Арсье, Оливье Жьель — в недавнем прошлом гастрольный директор театра «Комеди Франсез», Адриано Дель'Аста — директор Итальянского института культуры в Москве, театральный критик и театровед Власта Смолакова и другие.

Конференция организована МТФ им. А.П. Чехова по инициативе и при поддержке Департамента культуры города Москвы, а также Большого и Вахтанговского театров.

Вечером состоится спектакль «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского, поставленный Мастером на вахтанговской сцене в 2012 г.

На следующий день участники трёхдневного марафона, посвящённого юбилею Юрия Любимова, посетят оперу «Князь Игорь» — последнюю премьеру мастера в Большом театре. Спектакль уже вызвал ожесточённую дискуссию. В первую очередь из-за существенного сокращения оригинального материала. «Очень длинная опера и публика уходила после антракта, — объяснял своё решение режиссёр. — Поели в буфете и ушли. Наша постановка будет идти три часа. Я обратился к помощникам, замечательным музыкантам. У композитора Бородина много написано этюдов, симфоний, поэтому было возможно сделать новую музыкальную редакцию. Этот вариант и утвердили, он всех устроил. Первый акт заканчивается половецкими плясками. Арию хана Кончака я не сокращал, как опасаются некоторые критики».

Певцы Большого театра ждали начала репетиций почти полгода. Дело в том, что Мастер успел простудиться на чествовании своего 95-летнего юбилея. Но пройдя привычные врачебные кабинеты, выйдя из больницы, почти сразу отправился в Большой театр репетировать.

«На Западе меня называли „оперуполномоченным Советского Союза“, — представился тогда оперной труппе Юрий Любимов. — В том смысле, что много опер поставил, больше тридцати. К счастью, нигде меня не проклинали за эти постановки, ни в миланской Ла Скала, ни Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне. Работал я много и по всему миру. Везде до сих пор добрым словом поминают».

В завершение празднований, уже 15 апреля, в доме-музее имени А.Н. Скрябина, специально для Мастера и его гостей выступит известный итальянский музыкальный коллектив «Officina Musicale».

Премьерный спектакль Театра на Таганке носит символичное для последних лет жизни театра название

Автор и постановщик спектакля «Таганский фронт» Влад Маленко так описывает предстоящее действо: «Это будет некая поэтическая мистерия. В этом таганском коктейле много компонентов. Будут и заздравные тосты, и плачи, и философские отступления, и клоунские реплики, и репризы, и чисто таганские. У нас, например, есть зонг под названием «Любимов». Хотя и весь спектакль можно было бы назвать «Любимов». Прежде всего, Таганка — это люди. Как сказал когда-то Боровский про Любимова — это «гений коллективного разума». Таганка — это Эрдман, это Боровский, это созвездие прекрасных актёров и актрис. Мы постарались вспомнить всех павших и напомнить о живых. У нас есть посвящения, например, есть целая поэма «Давид Боровский». Мы вспоминаем Готлиба Ронинсона, Льва Штейнрайха, Семена Фараду, Всеволода Соболева, Леонида Филатова… Хочется, чтобы эту увлекательную энциклопедию Таганки «прочитал» молодой зритель.

«Таганский фронт» — это поле битвы художников, это мой ответ на все склоки внутри Таганки и все мои размышления в политическом плане. Таганка — это всегда политика. У нас есть такой зонг «Суп с керосином». Таганка — это ингредиенты такого супа: и пафос, и плакат, и эпический смысл...

Мне было принципиально важно, чтобы меня понял Иван Бортник, Юрий Николаевич Смирнов, наконец, Юрий Петрович Любимов, а не ребята, которые делают выставку о Таганке, даже не зная, кто такой Давид Боровский.

Юрий Любимов меня учил тому, что надо обманывать публику. Публика ждёт одного, а нужно делать по-другому. Я считаю, что он гениальный режиссёр, и гениальный ход будет, если он сядет в такси и приедет к нам. Если же он справит юбилей в Вахтанговском — это уже банальная режиссура, а любимовская отличается непредсказуемостью.

Начнётся спектакль прямо у метро. Там зрителей будут встречать поэты с хорошими мужскими голосами. Они будут переключать светофор так, чтобы люди не попали под машины, а попали на Таганку. Вторая часть спектакля пройдёт в фойе. Там действие тоже делится на несколько частей, будут сюрпризы — не могу пока говорить какие, но зрители как минимум удивятся. Третья, основная часть будет происходить на основной сцене. Полтора часа будет много музыки, в том числе музыки Шевчука и группы ДДТ, но не только…

Таганка явится в пяти ипостасях. Это тоже традиция для Таганки. Любимов, например, делал спектакль про Владимира Маяковского, и у него было пять Маяковских на сцене. Так и у меня: Таганка — это пять баб. «Все богини как поганки перед бабами с Таганки», — написал Вознесенский. Пять женских монологов по моей просьбе написала московская поэтесса Катя Султанова. Я решил, что такие вещи должна писать женщина. Одна — Таганка-кукушка, другая — Таганка-вдова, третья Таганка — Москва. Но для меня одним из ключевых зонгов является «Таганка — корова Шагала». Для меня это главное сравнение: Таганка — это корова, которую нужно уберечь от ножа. Коров же называют Зорьками, а тут корова Таганка».