1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1007

Таможенный кодекс. Не было печали...

Несмотря на то что новый Таможенный кодекс РФ вступил в силу более года назад и его содержание получило отражение в многочисленных статьях, обзорах и комментариях, хоте­лось бы еще раз обратить внимание практикующих бухгалтеров на некоторые нововведе­ния, непосредственно касающиеся порядка учета импортных товаров во всех организациях.

Обычно на изменения таможенного законодательства в первую очередь обращают внимание сотрудники организа­ций, занимающихся импортом и экспортом. Как правило, это руководители и менеджеры отделов логистики и заку­пок, юристы, то есть в большинстве своем люди, далекие от бухгалтерии. У бухгалтеров же, как правило, до анализа та­моженных изменений просто не доходят руки. Изменения в налоговом законодательстве, сыплющиеся на бухгалтера как из рога изобилия, не оставляют бухгалтеру времени на «факультатив» в виде пристального анализа таможенного законодательства.

«Поздравляем» вас, господа бухгалтеры! Теперь, кроме бухгалтерского и налогового учета, предприятию предстоит вести еще и таможенный учет импортного товара. А по­скольку этот вид учета, как и налоговый, базируется на бух­галтерском учете, вероятность того, что потребуется вно­сить изменения в бухгалтерский учет импортных товаров, довольно высока. Но обо всем по порядку.

Станет ли проще?

В новом Таможенном кодексе появилась ст. 68, нося­щая отвлекающее название «Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц». Забегая вперед, отметим, что не стоит расслаблять­ся, полагая, что ваша организация не попадает в число этих «отдельных лиц», поскольку не является участником ВЭД, или не подавала заявления о применении упрощен­ных процедур таможенного оформления.

Как известно, Россия провозгласила курс на присоеди­нение к Международной конвенции об упрощении и гар­монизации таможенных процедур, названной по месту ее заключения Киотской конвенцией, и ст. 68 ТК РФ это «лы­ко в строку» провозглашенной политики. Действительно, в п. 3 этой статьи описана сущность упрощенных схем та­моженного оформления, демонстрирующая презумпцию невиновности импортеров и доверительного отношения к ним таможенных органов.

Лицам, использующим упрощенные схемы при ввозе то­вара, предоставляется возможность вместо общего поряд­ка декларирования подавать так называемую периодиче­скую таможенную декларацию (ст. 136 ТК), то есть одну та­моженную декларацию на все товары, ввезенные за определенный период времени. «Таможенный упрощенец» мо­жет требовать выпуска товара на основании представле­ния сведений, необходимых для идентификации товаров и только, вместо представления всех документов и сведе­ний, обычно требуемых для выпуска товаров. Он также имеет право проводить таможенное оформление не по месту нахождения таможенного органа (как это предусмо­трено ст. 62 ТК), а на своих объектах (например, у себя на складе), хранить ввозимые товары на своих (а не на тамо­женных) складах. Причем перечень «упрощенных проце­дур» оставлен законодателем открытым. Статьей 68 НК РФ объявлено, что «могут иметь место и иные процедуры, предоставляемые указанным выше лицам». Главное, что­бы они были предусмотрены в Таможенном кодексе (то есть не зависели от усмотрения таможенных органов). Но все мы отлично знаем, что во все времена различные по­слабления в одном на проверку оказывались ужесточени­ем в чем-то другом. Так произошло и на этот раз.

Во всем должен быть Порядок

Приказом ГТК РФ от 30.09.2003 № 1077 «06 утвержде­нии Порядка ведения системы учета коммерческой доку­ментации лицами, в отношении которых установлены спе­циальные упрощенные процедуры таможенного оформле­ния» (далее — Порядок) вводится так называемая систе­ма учета коммерческой документации. Порядок ведения системы учета коммерческой документации разработан в соответствии со ст. 68 и 426 ТК РФ, положениями НК РФ, Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Мин­фина РФ от 28.12.2001 №119н).

Пунктом 3 указанного Порядка устанавливаются требо­вания к ведению системы учета коммерческой документа­ции, используемой не только при осуществлении внешне­экономической деятельности, связанной с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, но и «иной деятельности с такими товарами». Но если в п. 3 указанного Порядка еще оговорено, что Порядок устанав­ливает требования к ведению системы учета коммерче­ской документации только для лиц, указанных в п. 1 ст. 68 ТК РФ (то есть претендующих на применение упрощенных таможенных процедур), то в п. 4 речь идет о «юридиче­ских лицах» вообще. Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что юридическим лицам вменено в обязанность ведение бухгалтерского учета товаров в соответствии с Методиче­скими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. Приказом Минфина Рос­сии от 28.12.2001 № 119н в редакции Приказа Минфина России от 23.04.2002 № ЗЗн).

Казалось бы, вполне безобидное заявление, но для бух­галтера в контексте требований анализируемого нами По­рядка оно звучит удручающе. Причина в том, что п. 242 Ме­тодических указаний предусмотрен партионный метод бух­галтерского учета товаров, который торговые организации используют нечасто из-за сложности его ведения на практи­ке, предпочитая сортовой метод. Компьютерные бухгалтер­ские программы, получившие широкое распространение в настоящее время, вообще не предусматривают ведение партионного учета, а те программы, в которых можно реализовать принципы такого учета, доступны по цене только крупным предприятиям.

Особенно не позавидуешь бухгалтерам, чьи фирмы пе­решли на УСНО и которым согласно главе 26.2 НК РФ раз­решили не вести бухгалтерский учет. При ввозе импорт­ных товаров или «иной деятельности с такими товарами» (к которой, в частности, относится и их приобретение на внутреннем рынке, но об этом чуть позже) придется вес­ти бухгалтерский учет прихода и списания товара, причем опять же используя метод партионного учета.

Порядок ведения системы учета коммерческой доку­ментации предусматривает настолько подробную учет­ную идентификацию ввозимого товара и такую жесткую «привязку» дальнейших операций с товаром к каждой ввезенной партии, что без партионного учета здесь не обойтись. Судите сами.

Глава II Порядка полностью посвящена перечислению сведений, которые должна содержать система учета ком­мерческой документации. Из документов должны быть получены сведения о внешнеэкономической сделке, о то­варах, являющихся ее объектами, и о последующих опе­рациях с данными товарами.

• Пунктом б анализируемого Порядка предусматривает­ся, что система учета коммерческой документации должна содержать сведения обо всех товарах, полученных по внеш­неэкономическим сделкам, независимо от наличия или от­сутствия у лица права собственности на товары.

• Пунктом 7 Порядка требуется раздельный учет това­ров, сведения о которых заявляются:

а) в разных таможенных декларациях;

б) в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;

в) в одной ГТД, под одним номером товара, но товары имеют разное наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование), товарный знак, артикул, стандарт, расфасовку и тому подобные техниче­ские и коммерческие характеристики.

• Пункты 9 и 10 Порядка вряд ли сможет реализовать даже самая «продвинутая» компьютерная программа учета движения товарных запасов. Согласно п. 9 в систе­ме учета коммерческой документации должны содер­жаться следующие сведения о каждом товаре:

— справочный номер таможенной декларации, в кото­рой заявлены сведения о товаре, и номер товара в ней;

— наименование (инициалы, фамилия физического лица) продавца товара по внешнеэкономической сделке и его местонахождение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссий­скому классификатору стран мира;

— наименование (инициалы, фамилия физического лица) отправителя товара по внешнеэкономической сделке, если он не является продавцом, и его местонахо­ждение (адрес) с добавлением краткого наименования страны местонахождения по Общероссийскому класси­фикатору стран мира;

— наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юриди­ческого лица, ИНН лица, являющегося покупателем това­ра по внешнеэкономической сделке;

— наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юриди­ческого лица, ИНН лица, не являющегося покупателем по внешнеэкономической сделке, которому должен быть до­ставлен товар (получателя);

— номер и дата заключения договора, а также номера и даты дополнений (соглашений) к договору, если товар был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в счет исполнения обязательств по договору международной купли-продажи (мены), либо иного договора, заклю­ченного при совершении внешнеэкономической сделки;

—номер паспорта импортной (бартерной) сделки, на­именование банка или иного уполномоченного органа, выдавшего паспорт;

—номера и даты составления соответствующих счетов на оплату и поставку товара (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс);

—номера и даты платежных документов на оплату за то­вар, валюта платежа и сумма платежа (в валюте платежа);

—страна происхождения товара в соответствии с по­ложениями параграфа 1 главы б ТК РФ;

—наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара с указанием сведе­ний о товарном знаке, артикуле, стандарте и тому подоб­ных технических и коммерческих характеристиках;

—код товара по ТН ВЭД России;

—единица измерения, в которой оприходован товар; количество поступившего товара в соответствующих еди­ницах измерения (весовых, объемных, линейных, штуках);

—цена за единицу товара согласно внешнеэкономиче­скому договору или инвойсу в валюте внешнеэкономиче­ского договора;

—фактурная стоимость товара (в валюте внешнеэко­номического договора);

—дополнительные расходы покупателя по сделке (в ва­люте контракта) согласно ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе», связанные с приобретением ввозимого товара и не вошедшие в фактурную стоимость товара, использован­ную в качестве основы для определения таможенной стои­мости по методу по цене сделки с ввозимыми товарами;

—суммы, разрешенные к вычету из цены сделки, фак­тически уплаченной или подлежащей уплате, при опре­делении таможенной стоимости по методу по цене сдел­ки с ввозимыми товарами согласно ст. 19 Закона РФ «О та­моженном тарифе», с указанием номера и даты докумен­та, подтверждающего соответствующие вычеты;

—номер и дата приходного ордера (акта), которым оформлены приемка и оприходование товара.

Согласно п. 10 Порядка в системе учета коммерческой документации должны содержаться следующие сведения о каждой хозяйственной операции, связанной с расходом каждого товара:

— наименование (инициалы, фамилия физического лица), место государственной регистрации юридического лица (место регистрации физического лица), ОГРН юриди­ческого лица, ИНН лица, которому был отпущен товар в Российской Федерации (в случае отпуска товара на собст­венное производство указывается подразделение органи­зации, которому отпущен товар);

—номер и дата договора (купли-продажи, агентского, комиссии и т. д.), в соответствии с которым отпущен товар (в случае отпуска товаров на собственное производство — не указывается);

—номер и дата первичного расходного документа (расходной накладной, лимитно-заборной карты и т. п.), которым оформлен отпуск товара со склада;

—номер и дата счета-фактуры, составленного на реа­лизованный товар в соответствии со ст. 169 НК РФ (в слу­чае отпуска товаров на собственное производство — не указывается);

—количество отпущенного товара в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, шту­ках); в случае, когда товары поступают в одной единице

измерения, а отпускаются в другой, должно быть указано соотношение единиц измерения;

— продажная стоимость товара в валюте Российской
Федерации с учетом НДС и акциза (в случае отпуска това­ров на собственное производство стоимость товара ука­зывается по учетной цене).

• Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что в случае от­сутствия сведений, указанных в п. 9—10 в системе учета коммерческой документации лица, они вносятся лицом в формуляр внешнеэкономической сделки.

Сведения, указанные в главе II Порядка, представляют­ся таможенным органам при проведении таможенной ре­визии или по письменному запросу таможенного органа (п. 12 Порядка). Причем оговорка, что эти сведения могут быть запрошены только у лиц, перечисленных в п. 1 ст. 68 ТК РФ, опять же отсутствует.

Пунктом 13 Порядка предусматривается, что сведения представляются таможенным органам по форме, аналогич­ной формуляру внешнеэкономической сделки. То есть можно с достаточной степенью вероятности предполо­жить, что речь идет не о лицах, перечисленных в п. 1 ст. 68 ТК РФ, которые обязаны представлять формуляры внешне­экономических сделок, а об иных приобретателях импорт­ного товара, которые хотя и не обязаны вести учет коммер­ческой документации в соответствии с требованиями тамо­женного законодательства, но при запросе таможенного органа и при проведении таможенной ревизии обязаны та­кие сведения представить (в форме, аналогичной формуля­ру внешнеэкономической сделки). Причем в сроки, устано­вленные таможенным органом. А как вы, наверное, уже по­няли, без системы партионного учета товара отчитаться пе­ред таможенниками, откуда и по какой ГТД получен и кому продан тот или иной конкретный гвоздь или гайка, практи­чески невозможно. Тем более что подтверждением такой продажи должны быть данные бухгалтерского учета.

Что касается лиц, указанных в п. 1 ст. 68 ТК РФ, то они по требованию уполномоченного должностного лица та­моженного органа и вовсе должны в любое время предо­ставлять доступ к своей системе учета коммерческой до­кументации. Причем п. 14 Порядка обязывает их сделать так, чтобы их информационные системы обеспечивали возможность представления таможенному органу в уста­новленный им срок сведений, перечисленных в п. 9—10 Порядка, как в электронном виде, так и на бумажном но­сителе. К тому же согласно ст. 426 ТК РФ использование для таможенных целей информационных систем лицами, применяющими специальные упрощенные процедуры, допускается только после проверки федеральной служ­бой, уполномоченной в области таможенного дела, их со­ответствия установленным требованиям.

Кого это касается

Итак, на кого же сегодня в обязательном порядке рас­пространяются требования таможенного законодательства о ведении системы учета коммерческой документации в со­ответствии с Приказом ГТК РФ от 30.09.2003 № 1077?

Согласно ст. 364 ТК РФ по требованию таможенников обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатывае­мых и (или) используемых товарах следующие лица:

—таможенные брокеры (представители);

—владельцы складов временного хранения;

—владельцы таможенных складов;

—таможенные перевозчики;

—лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами;

—лица, пользующиеся и (или) владеющие условно вы­пущенными товарами.

Вашей организации в этом списке нет? Читайте дальше.

Согласно п. 2 ст. 16 ТК РФ, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключе­ния внешнеэкономической сделки российским лицом, обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров несут:

—лицо, имеющее право владения и (или) право поль­зования товарами на таможенной территории РФ;

—иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством РФ для совершения юридически значимых действий от собствен­ного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Письмом от 07.04.2004 № 01-06/12818 ГТК РФ разъяснил позицию законодателей, изложенную в п. 2 ст. 16 ТК РФ: при наличии возможности выявления официального импорте­ра и импортного контракта за таможенное оформление от­вечает импортер, во всех иных случаях применяется подп. 2 названной статьи. То есть ответственность лежит на том ли­це, у которого обнаружен импортный товар неустановлен­ного происхождения.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ таможенным органам да­но право на проверку достоверности сведений после выпу­ска товаров в режиме «для внутреннего потребления». Ме­ханизм проведения проверок, предусмотренный положе­ниями ст. 361, также представляет собой часть новой системы таможенного контроля. Срок, в течение которого тамо­женными органами может осуществляться проверка досто­верности сведений, заявленных при таможенном оформле­нии товаров, установлен п. 2 ст. 361 Кодекса и составляет 1 год. И в этой же статье (п. 3) оговаривается право таможенных органов проводить проверки товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находя­щихся в обороте на территории РФ. Срок проверки в дан­ном случае не установлен. Следовательно, такая проверка может проводиться в течение сроков хранения документов для таможенных целей, то есть в течение трех лет с момен­та утраты товарами статуса «находящихся под таможенным контролем». Исчисление срока начинается в день утраты товарами вышеуказанного статуса. Таким образом, если предприниматель или коммерческая организация приоб­рели в России импортный товар, то бухгалтер должен быть готов к тому, что через пару-тройку лет к нему придет та­можня и потребует документы на его приобретение. И вот на каком основании: в соответствии с п. 1 ст. 361 ТК РФ про­верка сведений, заявленных при таможенном оформле­нии, осуществляется в порядке, установленном главой 35 ТК РФ, которая определяет формы и порядок осуществле­ния таможенного контроля. В частности, в качестве форм осуществления таможенного контроля после выпуска това­ров упоминается таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ), про­верка маркировки товаров специальными марками, нали­чия на них идентификационных знаков (ст. 374 ТК РФ).

Отдельные вопросы полномочий таможенных органов в связи с проверкой достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств установлены в п. 4 ст. 363 ТК РФ. Со­гласно этому пункту в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможен­ные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчет­ности и другую информацию (в том числе в форме элек­тронных документов), относящуюся к внешнеэкономиче­ским операциям с этими товарами. Причем в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Россий­ской Федерации, также могут быть запрошены докумен­ты, относящиеся к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отно­шение к операциям с товарами (таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца тамо­женного склада и таможенного перевозчика).

Если незаконно ввезенный товар при проверке обна­руживается не у импортера, а у покупателя, то возникает проблема так называемого добросовестного приобрета­теля (см. п. 2 ст. 16 ТК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 320 ТК РФ ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов несут в том числе лица, которые приобрели в соб­ственность или во владение незаконно ввезенные това­ры. Указанные лица несут такую же ответственность за уп­лату таможенных пошлин, налогов, как если бы они вы­ступали в качестве декларанта незаконно ввезенных то­варов. Оговорка, что ответственность возлагается на этих лиц только в том случае, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (что надлежащим образом подтверждено в порядке, ус­тановленном законодательством РФ), на самом деле яв­ляется слабым утешением. Вопрос об установлении зако­нодательством порядка подтверждения понятия «долж­ны были знать о незаконности ввоза» был прояснен еще в 2001 году Конституционным Судом, и не в пользу пред­принимателей. Анализируя судебную практику, безуслов­но, можно прийти к выводу, что права добросовестного приобретателя защищаются в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника. Но вот доказать, что предприниматель или коммерческая организация яв­ляются теми самыми «добросовестными приобретателя­ми», будет очень не просто. И дело вот в чем. Коммерче­ская организация или предприниматель по гражданскому законодательству несут определенный предпринима­тельский риск. Конституционным Судом заранее презюмируется, что если лицо занимается предприниматель­ской деятельностью, то оно обязано знать все обстоятель­ства, связанные с ввозом товара.

Из арбитражной практики

1. «Забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежит на предпринимателе» (Постановление Конститу­ционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П).

2. «Предоставленное субъекту таможенных правоотно­шений правомочие доказывать свою невиновность кор­респондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выпол­нение обязательств в имущественных отношениях. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущест­венные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания» (Постановле­ние Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П).

3. «Если приобретатель не проявил в отношениях, свя­занных с приобретением имущества, заведомо происхо­дящего из-за границы, ту степень заботливости и осмот­рительности, которая от него требовалась в целях над­лежащего соблюдения таможенного законодательства, это дает основания говорить о его вине в форме неос­торожности и о том, что он не может быть признан «до­бросовестным приобретателем» (Постановление Феде­рального арбитражного суда Московского округа от 21.11.2003 № КА-А40/9329-03).

Итак, с точки зрения законодательства предпринима­тель или коммерческая организация, приобретающие им­портный товар в России, равно являются участниками тамо­женных правоотношений наряду с импортером. Поэтому вменить им в вину (в форме неосторожности) приобрете­ние нерастаможенного товара с взысканием таможенных платежей и санкций или наложением санкций в виде кон­фискации товара оказывается не так уж и сложно.

Как уже упоминалось выше, на основании п. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе запрашивать дополни­тельные документы и сведения и осуществлять проверку документов и сведений после выпуска товаров и транс­портных средств. Пунктом 2 ст. 367 ТК РФ предусмотрена проверка достоверности сведений, представленных в та­моженные органы при таможенном оформлении. Про­верка осуществляется путем сопоставления представлен­ных документов с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специ­альной таможенной статистики, обработки сведений с ис­пользованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ.

Одной из «иных форм» таможенного контроля являет­ся осмотр таможенными органами помещений и террито­рий (ст. 375 ТК РФ) и проведение таможенных ревизий (ст. 376 ТК РФ). Порядок проведения осмотра помещений и территорий утвержден Приказом ГТК РФ от 23.10.2003 № 1188. В соответствии с п. 2 ст. 375 ТК РФ осмотр поме­щений и территорий может проводиться таможенными органами также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Осмотр по­мещений у этих лиц производится при наличии информа­ции о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Рос­сийской Федерации с нарушением порядка, предусмот­ренного ТК РФ, для проверки такой информации.

Таможенные органы согласно ст. 376 ТК РФ могут принять постановление о проведении таможенной ревизии. Поря­док ее организации и проведения утвержден Приказом ГТК РФ от 21.10.2003 № 1179. Если проводится общая таможен­ная ревизия, то это означает, что в таможенный орган посту­пила информация о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах организации, представленных при таможенном оформлении товаров. Для такой проверки отпущено три рабочих дня.

При проведении общей таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право:

— получать доступ в пределах своей компетенции к базам данных проверяемого лица с учетом требований законодательства РФ о защите информации (обратите внимание, речь идет не только о лицах, перечисленных в п. 1 ст. 68 ТК РФ);

—запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к объектам ревизии, а также к последующим операциям с данными товарами, устана­вливать сроки, место и порядок представления докумен­тов и информации;

—получать сведения, имеющие значение для прове­дения таможенной ревизии.

В случае если в ходе проведения общей таможенной ревизии обнаружены данные, которые могут свидетельст­вовать о недостоверности сведений, рассматривается во­прос о проведении специальной таможенной ревизии.

Специальная таможенная ревизия может продолжать­ся до двух месяцев со дня принятия решения о ее прове­дении. В исключительных случаях вышестоящий тамо­женный орган может продлить ее еще на один месяц.

Имейте ввиду!

Осмотр помещений и территории, досмотр и инвен­таризация товаров могут проводиться сразу с момента предъявления решения о назначении ревизии.

Пункт б ст. 363 ТК РФ предусматривает хранение доку­ментов, необходимых для таможенного контроля, не ме­нее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), вла­дельцы складов временного хранения, владельцы тамо­женных складов и таможенные перевозчики должны хра­нить документы в течение пяти календарных лет после го­да, в котором совершались таможенные операции. То есть хотя срок проверок в форме осмотра помещений и терри­торий (ст. 375 ТК РФ) или в форме таможенных ревизий (ст. 376 ТК РФ) и установлен в 1 год с момента выпуска това­ра, практически сроки истребования таможенными органа­ми документов, относящихся к ВЭД, в отдельных случаях могут быть увеличены в 3—5 раз.

В случае выявления фактов неполной уплаты таможен­ных платежей из-за ошибок методологического или техни­ческого характера при отсутствии признаков администра­тивного правонарушения или преступления копия акта та­моженной ревизии направляется руководителю таможни для принятия решения о проведении окончательного рас­чета по таможенным платежам. Остановимся подробнее на выявлении ошибок методологического или техническо­го характера при проведении мероприятий таможенного контроля после выпуска товара, то есть у импортеров и до­бросовестных приобретателей.

Если в организации (в основном это касается оптовиков) не налажен метод партионного учета товаров, то при боль­ших объемах и разнообразной номенклатуре отследить, по каким конкретно ГТД ввезены отгруженные покупателю то­вары или из каких счетов-фактур и указанных в них ГТД (при приобретении товара в России) эти товары отгружа­лись покупателю, крайне трудно. В результате в выставляе­мых покупателю счетах-фактурах могут ошибочно быть указаны номера не тех ГТД, по которым эти товары действи­тельно были ввезены. Таможенные органы при простой проверке количественных показателей выявляют превы­шение количества товара, отгруженного покупателям из каждой конкретной ГТД, указываемой в счетах-фактурах, над количеством, заявленным в этой ГТД при таможенном оформлении. И приходят к выводу о контрабандном ввозе (недостоверном декларировании) некоторого количества

товара. В этом случае ответственность для импортера (дек­ларанта) наступает согласно п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Это нало­жение административного штрафа в размере от одной вто­рой до двукратной стоимости товаров, явившихся предме­тами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискация предметов адми­нистративного правонарушения.

Для «добросовестных приобретателей» импортного то­вара в России в таком случае действует ст. 391 ТК РФ. Эта статья, с одной стороны, позволяет таможенникам накла­дывать арест и изымать такие товары, а с другой — дает право владельцам уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформ­ления товаров в упрощенном порядке. В случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на тамо­женную территорию Российской Федерации от таможен­ного оформления таких товаров, эти товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда, по заявлению таможенных органов (п. 5 ст. 391 ТК РФ). Причем, во Временных методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений в об­ласти таможенного дела (нарушений таможенных правил), направленных Письмом ГТК РФ от 24.12.2003 № 01-06/50210, в разъяснениях к ст. 16.2 КоАП РФ признается от­сутствие обязанности «добросовестного приобретателя» уплачивать таможенные платежи. Но здесь же ГТК ссыла­ется на возникновение у такого приобретателя состава ад­министративного правонарушения, ответственность за ко­торое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, а именно наложе­ние административного штрафа в размере от одной треть­ей до двукратного размера стоимости товаров с их конфи­скацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В общем, доказывать впоследствии, что имела место тех­ническая ошибка и в счете-фактуре неправильно указан номер ГТД организации, вероятнее всего, придется в суде.

Каков же итог всего сказанного?

Пусть сегодня организация или предприниматель и не попадает в число лиц, обязанных вести учет товаров в по­рядке, установленном ГТК РФ, и регулярно представлять в таможенные органы установленную отчетность, но при приобретении импортных товаров в России предприни­матели все равно признаются законодательством участ­никами таможенных отношений.

Соответственно в таможенном законодательстве за­креплено право таможенных органов осуществлять про­верки таких лиц в виде мероприятий таможенного конт­роля после выпуска товаров для внутреннего потребле­ния (ст. 361, 364, 369, 375, 376 ТК РФ). При таких провер­ках у предпринимателей могут быть затребованы любые документы (в том числе и документы бухгалтерского уче­та), а также санкционирован доступ к информационным системам проверяемого лица (п. 4 ст. 376ТКРФ и п. 17 По­рядка организации и проведения таможенной ревизии, утвержденного Приказом ГТК РФ от 11.06.2004 № 663).

При непредставлении требуемых документов или представлении недостоверной отчетности (из-за техниче­ских ошибок) организация может быть подвергнута штра­фам и санкциям по старому принципу — «был бы пред­приниматель, статья всегда найдется».

Поэтому крепитесь, бухгалтеры! Вероятнее всего, вам придется налаживать партионный учет импортного товара.