ФПИ в России: почему иностранцам «и хочется, и колется»

| статьи | печать

До 2009 г. экономика России испытывала бурный рост, подстегиваемый благоприятной конъюнктурой на рынке нефти и сырья, а также существенным ростом потребительского сегмента. Влияние несбалансированности экономики ощущалось даже на фоне десятилетнего бума, который пока не позволяет России ликвидировать отставание от западных стран в сферах построения общей инфраструктуры, развитии финансовых институтов и создании диверсифицированной производственной платформы. Неудивительно, что в таких условиях рынок прямых инвестиций, который также рос значительными темпами до 2008 г., вынужден приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Согласно исследованию, проведенному компанией KPMG1, рынок прямых инвестиций в России в докризисный период рос в показателях не только общего объема, но и среднего размера сделок. Кризис внес свои поправки. В первую очередь РЕ-фирмам (подробнее см. «КС», 2010, № 7, 8) стало сложнее выходить из проектов, что усилило их вовлеченность в деятельность портфельных компаний с целью защиты вложенных средств. Это в свою очередь затронуло следующие аспекты:

1) консолидацию фрагментированных отраслей;

2) реструктуризацию операционной деятельности портфельных компаний;

3) работу с активами, показатели которых оказались ниже среднерыночных.

Многие крупные международные PE-фирмы планируют сотрудничать с Россией, в том числе благодаря инвестиционным ограничениям, присущим странам с развивающейся экономикой. Многочисленные исследования подтверждают интерес к нашей стране благодаря ее огромному потенциалу и возможности стабильного экономического роста. Запасы природных ресурсов, развивающаяся инфраструктура и производственная база в совокупности с большой численностью населения способствуют привлекательности России в среднесрочной перспективе для тех ФПИ, которые, понимая специфику российской бизнес-среды, готовы вкладывать в нее средства.

обратите внимание

В 2005 г. совокупный объем PE-инвестиций в России составил 489 млн долл. В 2007 и 2008 гг. — 2,2 млрд и 4 млрд долл. соответственно. Через год инвестиционная привлекательность отечественной экономики снизилась. Баррель нефти как один из ключевых показателей благосостояния страны упал существенно ниже рекордных 133 долл. (в июле 2008 г.), рубль как валюта существенно потерял в стоимости. Тем не менее в долгосрочной перспективе инвесторы рассматривают Россию как объект наибольших возможностей по сделкам с приобретением активов.

Прекрасная и опасная

Влияние финансовых беспорядков на экономику России было существенным, что неминуемо прервало период уверенного экономического роста последнего десятилетия. В отличие от России Китай и Бразилия выглядят более привлекательными на временном горизонте в пять лет благодаря независимости от конъюнктуры на рынке нефти и более стабильной валюте по сравнению с рублем. Вдобавок к экономической нестабильности Россия до сих пор воспринимается как страна со сложным правовым полем и регуляторной системой. Поэтому становится понятно, почему 64% опрошенных иностранных представителей РЕ-индустрии считают необходимым вмешательство государства в развитие данной отрасли, в то время как 36% полагают, что снижение уровня бюрократизации окажет положительный эффект.

Некоторые респонденты отметили, что политическая нестабильность России не позволяет им рассматривать ее в качестве страны потенциальных инвестиций, однако, как показывает практика, геополитические события воздействуют на бизнес-окружение опосредованно. Данный аспект имеет большее влияние на инвесторов, которые еще не имеют опыта работы с нашей страной. Те же, кто рискнул, относятся к данным вопросам спокойно.

обратите внимание

Более 80% сделок PE-индустрии совершается в сфере потребительских товаров, финансов и телекоммуникаций. Эти сектора до недавнего времени росли быстрее остальных благодаря увеличению доходов населения и доступности потребительских кредитов. Однако в период кризиса именно этот сегмент испытывает наибольшие трудности.

Удивительно, но 71% респондентов уверен, что потребительский сегмент в ближайшее время будет испытывать наибольший рост. Также они убеждены, что отрасли энергетики, коммунального хозяйства и добычи природных ископаемых будут активно развиваться во время восстановления экономической конъюнктуры, а также благодаря росту совокупного спроса на энергоресурсы и природные ископаемые. Однако c политической точки зрения прямые инвестиции в эти области не так просты. В то же время именно данные отрасли представляются как одни из тех, где PE-фонды совместно со стратегическими инвесторами будут играть одну из ключевых ролей. Традиционные области промышленности рассматриваются ФПИ в средне- и долгосрочной перспективе.

обратите внимание

Около 3/4 респондентов считают ключевыми драйверами сделок в краткосрочном периоде недооцененность активов и общую финансовую нестабильность. Инвесторы будут стараться реализовать ранее осуществленные вложения, чтобы решить проблемы с ликвидностью. Так, большинство ФПИ, принадлежащих олигархам, будут выходить из инвестиций, чтобы повысить ликвидность своих основных бизнесов.

Фокус на управление портфелем

Отслеживая сделки слияний-поглощений, думается, что рынок PE-инвестиций не сможет восстановиться в короткий срок. Отсутствие запланированных выходов свидетельствует, что PE-фирмы держат текущие инвестиционные портфели и занимаются их антикризисным управлением. Эффективное управление портфелем затруднено ввиду ограниченности необходимых компетенций в России, в первую очередь это касается качества управленческих команд и их навыков.

Тем не менее финансовый кризис позволяет привлекать квалифицированных менеджеров за меньшее вознаграждение. Отметим, правда, что большинство управленческих команд имеет опыт работы только на растущем рынке, когда выручка и прибыль растут от года к году. Однако в настоящее время больше ценятся навыки работы на падающем рынке.

Текущее фокусирование российских PE-фирм на управлении собственным портфелем инвестиций, продиктованное низким уровнем роста экономики в целом, показывает важность сотрудничества с иностранными инвестиционными компаниями, их возможностями и опытом создания стоимости. Поэтому в перспективе ожидается интеграция российских и зарубежных фондов. Подобные объединения выгодны для каждой из сторон: иностранных участников это освободит от необходимости создавать инфраструктуру для бизнеса в России с нуля, а отечественным РЕ-фирмам предоставит доступ к источнику капитала для инвестирования и, что особенно важно, к знаниям и опыту иностранных партнеров.

1 KPMG’s Russian Private Equity Survey 2009. KPMG International (www.kpmg.com/privateequity