Эксперты ЦСР: сложившаяся в России аграрная структура аномальна для мировой практики

| новости | печать

Презентация доклада «Тенденции развития и основные выводы аграрного сектора России», подготовленного Центром стратегических разработок в партнёрстве с Центром агропродовольственной политики РАНХиГС при Президента РФ, состоялась в ЦСР в четверг. Его представили доктора экономических наук Наталья Шагайда и Василий Узун. По их словам, концентрация сельскохозяйственного производства приобретает гипертрофированные размеры. Под контролем одного агрохолдинга могут находиться территории нескольких муниципальных районов. Такое явление эксперты связывают отчасти с неравным доступом хозяйствующих субъектов к субсидированным кредитным ресурсам и другим формам государственной поддержки. Основная часть не входящих в холдинги компаний лишена государственных субсидий. Так, 50% сельхозорганизаций получают не более 5% субсидий, а доля их выручки в общем объёме реализации сельскохозяйственной продукции составляет 8% выручки. Между тем 5 сельхозорганизаций в 2015 финансовом году получили 6% субсидий при трёхпроцентной доле выручки.

Сложившаяся в России аграрная структура аномальна для мировой практики. В мельчайших хозяйствах населения всё ещё производится 35% продукции. Из зарегистрированных 21 000 сельхозорганизаций 350 производят 46,5% товарной продукции. В 61% хозяйств производится всего 4% продукции, но в их руках находится 27% сельхозугодий и занято порядка 12% работников.

Авторы доклада считают, что нужен поворот в сторону модели качественного устойчивого развития агропромышленного комплекса. С этой целью они предлагают перейти:

  • от традиционной ориентации на рост производства к встраиванию страны в международное разделение труда. Для отраслей, которые в перспективе могут быть конкурентными, снять барьеры в ведении бизнеса, оказывать прямую поддержку его модернизации;

  • от стимулирования роста объёмных показателей к повышению конкурентоспособности российских продуктов как рутинной заботы государства – снятие барьеров доступа к земле, кредитным ресурсам, преодоление монополистического поведения снабжающих организаций, модернизация аграрной науки и образования;

  • от приоритета продовольственной безопасности как продовольственной независимости к приоритету экономической доступности к безопасному продовольствию;

  • от архаичных условий жизни в селе к повышению привлекательности и качества жизни на сельских территориях.