Добрый малый бизнес способствует росту доверия в обществе

| статьи | печать

Малое и среднее предпринимательство с его непременным доверием между партнерами, в том числе между производителями и потребителями, приумножает социальный капитал общества. Таков один из выводов по итогам фестиваля «Добрые люди», который прошел в канун 2018 г. в Центральном выставочном зале «Манеж» у стен Кремля. Организатор десятидневного фестиваля гражданского общества — Общественная палата РФ.

День социальных инноваций на фестивале «Добрые люди» был посвящен развитию (!) сельских территорий, что не могло не вызвать скептической усмешки.

«Элементарная экономика» фермера Афанасьева

Социальные услуги так далеки от сельских жителей (см. таблицу), что не об инновациях надо говорить, а об обеспечении. Причем у трети сел и деревень с периодичностью смены времен года прерывается связь с внешним миром из-за распутицы, половодья, ледостава, из-за отсутствия надлежащих дорог. Согласно статистике на 1000 км проезжих автомобильных дорог приходится менее 60 км трасс с твердым покрытием. Оставшиеся 940 км грунтовки народ называет вредителем авто в любое время года и суток.

Скепсиса добавила тема заявленной дискуссии — «Агломерации по-русски: партнерство и противостояние города и деревни». Не забыты еще советские лозунги о скорой смычке города и деревни. В Китае тоже дважды, в периоды «большого скачка» и «культурной революции», стирали различие между городом и селом. Обе попытки, по заключению американского исследователя Фрэнсиса Фукуямы, «привели к невообразимым человеческим страданиям». «Слияние города и деревни» менее полувека назад в Камбодже вовсе обернулось трагедией.

Сегодня успехи китайской экономики, по заключению научного руководителя Лаборатории институционального проектного инжиниринга, члена Экспертного совета при Правительстве РФ, профессора Сергея Чернышева, заключаются в неуклонном придании большинству населения «качеств собственника — компетенций, мотиваций, технологий и доступа к ресурсам, включенности в многоэтажную и многослойную структуру отношений и контрактов». Иными словами, предоставление возможности «зарабатывать большие деньги на реализации ценностей социальной стабильности, моральности и счастья».

Лед скептицизма начал таять с рассказа фермера из Тульской области Георгия Афанасьева о его арифметике бизнеса на 124 га угодий, 15 лет простоявших без дела в окружении лесов. Основа его экономики — работа под заказ. Все, что производится, доходит до потребителя. Но больше 1000 заказов его ферма-кооператив «Лесные сады» не осилит — земли больше нет. А пока годовая подписка на получение свежих продуктов отсюда стоит 83 200 руб., включая стоимость еженедельной доставки корзины (в самом деле аккуратно упакованной картонной коробки весом от семи до десяти килограммов) до двери городской квартиры. Все заказчики живут внутри МКАД. Возможно, потому что Афанасьев сам москвич и такая логистика его устраивает.

Летом еженедельная корзина от тульско-московского фермера была такой:

  • от 100 до 500 г зелени каждого вида — укропа, рукколы, салата, петрушки, чеснока, лука, свеклы (в зависимости от вида продукта и сроков созревания);

  • столько же ягоды — клубники, малины, смородины, вишни, крыжовника;

  • по 1 кг каждого вида овощей — помидоров, огурцов, редиса, кабачков; фруктов — яблок, груш, слив; капусты — белокочанной, пекинской, брокколи;

  • столько же баранины, птицы, крольчатины, говядины, пресноводной рыбы в зависимости от заявки;

  • 1,5 кг картофеля;

  • 1 л молока;

  • 500 г кисломолочной продукции — творога, простокваши, сметаны, масла (каждого вида с возможностью замены одного продукта другим).

Зимняя корзина отличается от летней тем, что вместо ягод — сухофрукты, сухие смеси, пастила и нет слив. Есть небольшие различия в весенних и осенних поставках. Осенью появляются мед и брусника.

На вопрос «ЭЖ», не подкупает ли он что-нибудь, Георгий ответил, что случается, когда кто-то заказывает продукты, которые не производятся на его ферме. Но редко, потому что предлагаемый ассортимент устраивает заказчиков. И замена обязательно фермерская — от соседних сельхозтоваропроизводителей.

Отвечая на вопросы зала, он сообщил, что инвестиции (целевые взносы) вкладывает в закупку семян, кормов, молодняка животных и птицы. Часть денег расходует на оплату труда работников, в основном жителей муниципального образования «Теляковское», других сельских поселений Ясногорского района.

Так Г. Афанасьев выстраивает партнерские отношения между городом и деревней.

На вопрос обозревателя «ЭЖ», успевшего просмотреть отзывы в интернете, об обратной связи с потребителями, Георгий сказал, что весной на его день рождения люди привезли вместо букетов по пять саженцев и посадили их на его угодьях. «Лучшего подарка и желать нельзя, — сказал он. — Цветы завянут, а саженцы вырастут и будут плодоносить много лет».

Сельчане активно обживают интернет-пространство

О других примерах доброго бизнеса рассказал генеральный директор Агентства продвижения инноваций, сооснователь портала «Развитиесела.рф» Игорь Прудников. Нет смысла пересказывать его выступление, потому что обо всем и в деталях можно узнать, открыв общедоступный интернет-сервис «Банк проектов развития сельских территорий». В нем по состоянию на 1 января 2018 г. размещено 488 проектов, делающих, по словам спикера, «страну лучше, удобнее, счастливее». Они реализуются в 76 регионах страны из 85 по 18 разным направлениям сельской жизни и агропроизводства. В начавшемся году намечается:

  • расширить базу портала до 3500 проектов;

  • запустить собственную социальную сеть;

  • создать контент-студию и информационное агентство;

  • открыть онлайн-центр непрерывного обучения сельских жителей и товаропроизводителей.

По словам И. Прудникова, российское село прочно освоило такую дистанционную услугу, как электронная торговля. На вопрос социологов, знают ли люди о таком сервисе, как alibaba, жители самой что ни на есть глубинки ответили: «Мы только у Али-бабы все и покупаем».

Такая продвинутость сельского населения позволяет говорить об эре новой экономики села, считает эксперт. Например, о развитии активного сельского туризма вместо праздного пляжного времяпровождения. А это уже поддержка культуры, ремесленничества и народных промыслов, сельскохозяйственного производства и переработки, развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности. С целью ускорения решения новых задач И. Прудников считает возможным создание ресурсных (проектных) центров по развитию сельских территорий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

По мнению заместителя директора по фермерскому обучению (!) школы-лицея имени Героя России Веры Волошиной Татьяны Хударовой из деревни Головково в составе сельского поселения Ташировское (Наро-Фоминский район Московской области), «ресурсным центром на селе может и должна быть школа». К примеру, их деревенский лицей имеет интернат для временного проживания, технику для обучения, достаточно оборудованный стадион, 10 га земли и даже дойное стадо КРС. На этой базе учащихся готовят здесь к взрослой жизни по международной программе Aflatoun («Афлатун»). Экономически и финансово подкованные выпускники малокомплектной школы «быстро и без комплексов» находят себе работу. К примеру, мальчики работают трактористами и на других транспортных средствах в московском аэропорту «Внуково», а девочки устраиваются в другие службы воздушной гавани. Многие открывают свое дело.

«Они все успешные», — отметил руководитель проекта «Энциклопедия сельских школ России» Николай Махнев, который считает, что пора отказаться от стереотипа, что сельская жизнь — неуспешная жизнь. «Это просто уклад жизни!» — горячо убеждал он слушателей.

Исполнительный директор Международного центра ответственного туризма Наталья Дронова сказала, что туриндустрия способна стать акселератором изменений в социальной сфере сельских территорий. А руководитель департамента регионального развития Фонда президентских грантов Наталья Алиева дала несколько советов, как получить финансовую помощь на поддержку местных музеев и заповедников, храмов и усадеб, народных умельцев и социально ответственных (значит, добрых) проектов. Для подачи заявки нужен всего один документ — устав некоммерческой организации. Нет теперь и квот по грантовым направлениям, зато введены бесплатное открытие и ведение счетов грантополучателей, электронная форма подачи заявок и электронный документооборот, упрощена отчетность, обеспечены равные условия для всех, независимо от объема гранта и масштаба деятельности.

Лед недоверия к дискуссии окончательно растаял. Появилось желание продолжить ее уже не в Москве.

Доступность социальных услуг в сельской местности


Радиус доступности, км

Детские сады

20

Школы

17

Фельдшерско-акушерские пункты

15

Больницы

85

Источник: доклад Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в 2017 г.