Чем грозит опережение инфляции роста тарифов на ЖКУ

| статьи | печать

На этот вопрос ответили аналитики Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) в исследовании повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в 15 крупнейших городах России.

Представляя исследование, его авторы напоминают, что ИПЕМ публикует расчеты по теме роста тарифов на ЖКУ с 2016 г. Эксперты института отмечают, что впервые за три последних года увеличился средний взвешенный базовый индекс платы за коммунальные услуги, причем прирост индекса в 2022 г. достиг максимальных значений после изменения системы индексации тарифов в 2015 г.

Одновременно, пишут они, усиливается разрыв между ростом базовых индексов платы и инфляцией, который по итогам 2022 г. может достигнуть 12 п.п. Этот дисбаланс, констатируют исследователи, сдерживает тарифную нагрузку на население, однако предприятия ЖКХ из-за неспособности компенсировать потери от инфляции ростом своих доходов вынуждены сокращать затраты, в том числе за счет сжатия инвестиционных программ.

«Базовые значения индексов платы в последние годы все слабее отражают реальную ситуацию в муниципалитетах. При этом сохраняется практика установления окончательных индексов платы, превышающих нормативные значения даже с учетом допустимого отклонения», — отмечают ученые ИПЕМ.

В ряде регионов значения окончательных индексов платы между муниципалитетами заметно различаются. В 2022 г., как и в предыдущие годы, пониженные индексы платы устанавливались, как правило, для муниципалитетов со значительной долей сельского населения. При этом значимая разница индексов между городским и сельским населением наблюдается только в двух регионах — Кемеровской области и Татарстане.

Авторы исследования считают, что многие отклонения от традиционного порядка индексации тарифов ЖКУ — последствия мусорной реформы. В подтверждение приводят такой пример: со второй половины 2021 г. в Красноярске стали различаться тарифы на обращение с ТКО для районов, расположенных на левом и правом берегах Енисея, в результате разница в тарифах для разных его берегов достигает 27—35% в разные периоды года.

Другой особенностью тарифной кампании эксперты ИПЕМ называют расширение применения механизма «альтернативной котельной», не предполагающей государственного регулирования тарифов. При этом последствия перехода к альтернативному методу расчета тарифов на тепловую энергию для городов-миллионников неравнозначны: в Красноярске переход на «альтернативную котельную» уже привел к росту тарифов, в отличие от Самары и Перми, констатируют авторы исследования. 

Допустимый и фактический прирост платы за ЖКУ, вторая половина 2022 г. ко второй половине 2021 г.

Город

Фактический прирост платы, %

Индекс платы, %

Базовое значение

Окончательное значение

Москва

10,0

6,0

6,0

Санкт-Петербург

6,4

6,3

3,5

Новосибирск

7,5

5,2

5,2

Екатеринбург

2,2

2,9

3,1

Нижний Новгород

1,6

4,4

4,4

Казань

8,4

6,2

13,0

Челябинск

4,9

3,4

3,4

Омск

9,0

5,3

7,6

Самара

4,6

3,8

5,2

Ростов-на-Дону

3,9

3,8

5,4

Уфа

3,3

4,4

6,4

Красноярск

5,7

4,0

6,7

Пермь

2,2

4,4

6,4

Воронеж

6,3

5,3

9,1

Волгоград

3,5

4,0

5,0

Источник: ИПЕМ по данным Правительства РФ и решений региональных органов власти