Когда можно заявлять льготу по НДС при ввозе товаров

| статьи | печать

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ признала неверным вывод нижестоящих судов о том, что заявлять льготу по НДС можно только при первичном декларировании товаров.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 30.11.2021 № 305-ЭС21-9393 по делу № А41-10540/2020

Истец

ОАО «Исток-Аудио Интернэшнл»

Ответчик

Шереметьевская таможня

Суть дела

Фирма ввезла на территорию РФ комплектующие для производства медицинских изделий — слуховых аппаратов. При ввозе был уплачен НДС по ставке 20%.

После ввоза компания обратилась в Минпромторг России с заявлением об оформлении документа, подтверждающего целевое назначение комплектующих изделий для производства слуховых аппаратов. Такое подтверждение необходимо для применения освобождения от НДС, предусмотренного подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Минпромторг России выдал подтверждение.

Компания подала в таможенный орган заявление о внесении изменений в декларации с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, приложив регистрационные удостоверения, декларации соответствия, технические условия, контракты, а также подтверждение Минпромторга России.

Таможня во внесении изменений отказала. Компания обратилась в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций, руководствуясь положениями п. 1 и 3 ст. 108, п. 3 ст. 112 ТК ЕАЭС, подп. «а» и «б» п. 11, п. 12, 13, 16 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (далее — Порядок), поддержали таможенников. Они исходили из того, что льгота по НДС в виде освобождения от уплаты данного налога при ввозе медицинских товаров должна быть заявлена непосредственно при ввозе товаров (при первоначальном декларировании).

В рассматриваемом случае подтверждение Минпромторга России было получено компанией уже после ввоза товаров на территорию РФ и их таможенного оформления. Поскольку в момент ввоза спорных комплектующих такой имеющий юридическую силу документ, подтверждающий целевое назначение ввозимого товара, не был представлен и отсутствовал у декларанта, внести изменения в таможенные декларации с целью получения льготы по уплате НДС невозможно.

Суды также отметили, что компании ничто не мешало получить подтверждение у Минпромторга до ввоза комплектующих в Россию. Ведь Порядок выдачи документа, подтверждающего целевое назначение сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ, утвержденный приказом Минпромторга России от 11.11.2016 № 4008, не требует от заявителя представления самого комплектующего изделия. Достаточно лишь представления документов об изделии.

Позиция Верховного суда

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ с выводами нижестоящих судов не согласилась.

Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт не учета налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.

Из положений НК РФ следует, что условием применения льготы по НДС при ввозе на территорию РФ сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров является подтверждение в установленном порядке целевого назначения ввозимых товаров и отсутствие их аналогов, которые производятся в РФ. Получение подтверждения от Минпромторга России для предоставления таможенным органом при соблюдении иных установленных законодательством условий является достаточным основанием для применения льготы. При этом не исключается возможность реализации права на льготу после выпуска товаров. Законодательство о налогах и сборах не содержит обратных предписаний, в том числе не ограничивает возможность получения названного подтверждения после выпуска товаров, а первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования.

Именно такой алгоритм действий в виде последующего получения документа Минпромторга России долгое время применялся таможенными органами по таможенным декларациям компании. Это сформировало у компании определенные разумные ожидания на основе признаваемого длительное время правильным толкования действующего законодательства, которое не претерпело каких-либо изменений. Однако в настоящем случае таможенные органы предложили иное толкование закона. Между тем иное не следует из положений таможенного законодательства, определяющих порядок декларирования товаров.

Пунктом 3 ст. 112 ТК ЕАЭС установлено, что после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, производится в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом и (или) определяемых Комиссией Евразийского экономического союза. Согласно подп. «д» п. 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений в декларации на товары производится, в частности, при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.

Согласно взаимосвязанным положениям п. 17, подп. «в» п. 18, п. 19 Порядка при представлении в таможенный орган обращения о внесении изменений (дополнений) в декларацию на товары и соответствующих документов проводится таможенный контроль. Таможенный орган отказывает во внесении изменений (дополнений), если при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в декларацию. В иных случаях таможенный орган разрешает внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. Лицо, претендующее на льготу в виде освобождения от НДС и получившее документы, необходимые для подтверждения права на льготу после выпуска товаров, вправе инициировать внесение изменений (дополнений) в сведения, ранее указанные в декларации на товар, при его ввозе, а таможенный орган по результатам таможенного контроля, проводимого после выпуска товара на основании обращения декларанта, обязан разрешить вопрос о предоставлении льготы. На основании документов, полученных после ввоза товара, факт обладания льготой подтверждается на момент ввоза.

Судебная коллегия указала, что таможенное законодательство не обуславливает возможность применения льготы по НДС после выпуска товара наличием объективных причин, оправдывающих более позднее получение документов, подтверждающих право на льготу. В пункте 3 ст. 108 ТК ЕАЭС, на который сослались суды, указано на необходимость наличия у декларанта на момент подачи таможенной декларации документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Иными словами, декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации, но не ограничен в возможности заявить о праве на льготу после выпуска товаров.

В результате судебная коллегия отменила решения судов и направила дело на новое рассмотрение.