1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 97

Без роста частных и прямых иностранных инвестиций трудно рассчитывать на долгий рост

Sberbank CIB представил исследование, в котором проанализировал региональные факторы экономического роста с учетом крупных инфраструктурных проектов. Аналитики показали прямую зависимость между долей инвестиций в ВРП и темпами экономического роста регионов. Исследование показывает, что без прямых иностранных инвестиций и без инвестиций негосударственных российских компаний устойчивого и долговременного роста ждать не стоит.

В исследовании авторы проанализировали региональные факторы экономического роста и с учетом крупных инфраструктурных проектов (вклад которых, на их взгляд, будет наиболее значимым на Дальнем Востоке).

Оценка потенциалов регионов

Авторы сгруппировали регионы в зависимости от потенциала экономического роста. В группу регионов с высоким потенциалом роста вошли семь регионов в Северо-Западном федеральном округе (Ненецкий АО, Мурманская, Архангельская, Вологодская, Ленинградская и Калининградская области, а также Санкт-Петербург), четыре области в Центральном федеральном округе (Тверская, Липецкая, Курская и Тульская), один регион в Дальневосточном федеральном округе (Республика Саха (Якутия)), два — в Уральском федеральном округе (Тюменская область и Ямало-Ненецкий АО), а также Ростовская область в Южном федеральном округе.

Исследователи обращают внимание на то, что региональный аспект крайне важен при оценке устойчивости тенденций в экономике России, и в первую очередь это касается перспектив роста на всей территории страны. Для этого предлагается понять, как меняется количество регионов, экономика которых растет.

В 2010—2014 гг. рост отмечался в среднем в 73 регионах (максимальное количество (80) было зафиксировано в 2011 г., минимальное (68) — в 2013 г.). В указанный период реальный российский ВВП увеличивался в среднем на 3% в год. В 2015 г. ВВП упал на 2,5%, а рост наблюдался лишь в 40 регионах. В 2016 г., когда ВВП снова начал расти, количество регионов, демонстрирующих рост, стало увеличиваться и в 2017 г. достигло 72. Но несмотря на рост российского ВВП на 2,3% в 2018 г. (больше, чем годом ранее), количество регионов, где экономика росла, уменьшилось до 60. Это говорит об ослаблении регионального потенциала роста и может быть сигналом его замедления в 2019 г.

Наблюдается и расхождение темпов роста. Экономическая динамика в регионах с 2014 г. варьируется: от роста на 16% в Ямало-Ненецком АО (благодаря добыче газа и активному строительству) до снижения на 8% в Бурятии. В 29 регионах темпы роста были выше среднего, у 30 — ниже среднего, и в 24 регионах наблюдался спад в 2015—2018 гг.

Что помогает росту

Среди факторов, способствующих экономическому успеху российских регионов, большое значение имеет внешняя торговля, убедились авторы исследования. Из 25 регионов, где внешняя торговля обеспечивает долю ВРП выше среднего показателя, 18 демонстрируют экономический рост, и лишь семь — снижение. Аналитики отмечают, что важность прямых иностранных инвестиций для стимулирования экономического роста в российских регионах указывает на общую значимость роста инвестиций в основной капитал.

Авторы напоминают, что положительный эффект для ВВП от роста инвестиций в основной капитал может быть обусловлен повышением производительности труда за счет увеличения капитала в расчете на работника, а также улучшениями в инфраструктуре, благодаря которым увеличивается вклад сферы услуг в экономику. Этот фактор, подчеркивают исследователи, особенно важен для регионального развития, в первую очередь за счет повышения мобильности перемещения капитала и рабочей силы между регионами. Из собранной статистики видно, что чем выше было отношение инвестиций к ВРП в 2015—2017 гг., тем лучше была экономическая динамика в регионе в 2015—2018 гг.

Источники роста инвестиционной активности

В 2018 г. позитивная динамика инвестиций наблюдалась у меньшего количества регионов, что ограничивает оптимизм в отношении перспектив на текущий год. В работе показано, что в 2015 г., когда инвестиции в России сократились на 10,1%, их увеличение отмечалось лишь в 21 регионе. В 2016 г., когда рост инвестиций в стране в целом был нулевым, в 37 регионах было зафиксировано их повышение. В 2017 г. инвестиции в российской экономике увеличились на 4,8% и их рост наблюдался в 53 регионах. А вот в 2018 г. этот показатель снова снизился.

Проведенный анализ источников роста инвестиций в основной капитал в России показывает, пишут авторы, что он более чем на 50% обеспечивается за счет собственных средств компаний. Доля иностранных инвестиций составляет менее 1% совокупного показателя (при этом в Южном федеральном округе, где расположен Краснодарский край, доля собственных инвестиций компаний в несколько раз выше, чем в среднем по стране). Чуть более 10% инвестиций формируется за счет банковских кредитов, что намного ниже, чем в развитых странах. Но эти данные существенно разнятся по регионам: если в Уральском федеральном округе кредиты обеспечивают 22,7% инвестиций, то в Северо-Кавказском федеральном округе — лишь 3,8%. Таким образом, полагают исследователи, имеется значительный потенциал для увеличения доли инвестиционного финансирования со стороны банков, особенно в регионах, где высокое отношение инвестиций к ВРП.

Доля инвестирования в основной капитал за счет бюджетных средств выше всего в Северо-Кавказском федеральном округе, а ниже всего — в Уральском федеральном округе (где инвестиции в значительной степени покрываются за счет банковских кредитов). В целом потенциал формирования инвестиций за счет региональных и федеральных бюджетов также довольно значителен — оба эти источника по отдельности обеспечивают менее 10% совокупных инвестиций, и их доля ниже, чем доля банковского кредитования.

Госфинансирование инфраструктурных проектов

Такое финансирование, по мнению исследователей, должно стимулировать рост инвестиций в регионах.

Инфраструктурные проекты — одна из основных составляющих майских указов президента Владимира Путина, пишут авторы исследования. «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г.» охватывает три сегмента: транспортную, нефтегазотранспортную и электроэнергетическую отрасли (основная часть инвестиций приходится на первые два сектора). Кроме того, в период с 2019 г. по 2024 г. предполагается выделить 4,8 трлн руб. на ремонт автомобильных дорог, как городских, так и региональных.

Транспортная часть госпрограммы в основном предполагает улучшение сообщения между крупными городами, которые являются региональными центрами экономического роста. Таким образом, значительная часть проектов будет сосредоточена вокруг крупных административных центров: они затронут как мегаполисы (Москву и Санкт-Петербург), так и менее крупные города (Нижний Новгород и Казань). Еще один сегмент программы предполагает масштабное обновление экспортной инфраструктуры (включая автомобильные и железные дороги, а также порты, в первую очередь Дальневосточного, Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов). Расходы на эти проекты будут в основном финансироваться государством, за исключением портов, где около 70% инвестиций обеспечит частный сектор.

В электроэнергетическом сегменте госпрограмма, отмечают исследователи, предусматривает значительные инвестиции в модернизацию имеющихся мощностей по всей стране.

В ожидании частных инвестиций

Завершают свою работу аналитики Sberbank CIB выражением надежды на долгосрочное процветание. Они отмечают прямую зависимость между долей инвестиций в ВРП и темпами экономического роста. Предрекают, что значимость поддержки со стороны федерального бюджета существенно возрастет, а федеральные инфраструктурные проекты будут стимулировать рост в тех регионах, которые получат значительную часть финансирования (например, на Дальнем Востоке). Пишут о благостях такого подхода к развитию. А завершают так: «В долгосрочной перспективе рост будет устойчивым, только если вырастет инвестиционная активность в частном секторе. В связи с этим отметить риски того, что рост инвестиций за счет бюджетных средств может „вытеснить“ инвестиции частного сектора. Именно поэтому наряду с государственной стратегией „большого рывка“ для обеспечения роста в регионах необходимо создавать государственно-частные партнерства и улучшать инвестиционный климат для частного сектора».


Инфраструктурные проекты и их влияние на регионы


Инфраструктурные проекты в 2019—2024 гг., млрд руб.

Средние годовые расходы, млрд руб.

Инвестиции в 2017 г., млрд руб.

Население, млн чел.

Инфраструктурные расходы, % от инвестиций

Инфраструктурные расходы на душу населения, тыс. руб.

Эффект для регионов

Всего

14 519

2420

16 027

146,8

15,1%

16,5

Сильный

Центральный ФО

2459

410

4242

39,4

9,7%

10,4

Умеренный

Центральный ФО, без Москвы

2459

410

2234

26,8

18,3%

15,3

Сильный

Северо-Западный ФО

1290

215

1883

14,0

11,4%

15,4

Умеренный

Южный ФО

1315

219

1443

16,5

15,2%

13,3

Сильный

Северо-Кавказский ФО

351

59

496

9,9

11,8%

5,9

Умеренный

Приволжский ФО

2151

359

2429

29,4

14,8%

12,2

Умеренный

Уральский ФО

1149

192

2833

12,4

6,8%

15,5

Умеренный

Сибирский ФО

1884

314

1552

17,2

20,2%

18,3

Сильный

Дальний Восток

3920

653

1150

8,2

56,8%

79,8

Очень сильный

Источник: Минэкономразвития, Росстат, Sberbank CIB Investment Research

Структура инвестиционного финансирования в 2017 г.


Всего

Собственное финансирование

Банковские кредиты

Заимствования от других организаций

Внешние инвестиции

Бюджет и государственные небюджетные средства

Средства от долевого участия в строительстве (организации и население)

Прочее

Россия

100,0%

52,1%

10,9%

5,1%

0,7%

16,6%

2,7%

12,0%

Центральный ФО

100,0%

53,1%

9,1%

4,3%

1,3%

22,7%

4,9%

4,6%

Северо-Западный ФО

100,0%

51,7%

5,4%

2,2%

0,6%

18,5%

4,7%

16,9%

Южный ФО

100,0%

36,0%

7,0%

3,5%

2,2%

32,3%

0,8%

18,1 %

Северо-Кавказский ФО

100,0%

43,3%

3,8%

2,2%

0,0%

37,5%

0,7%

12,4%

Приволжский ФО

100,0%

58,5%

12,2%

3,5%

0,4%

15,6%

2,7%

7,0%

Уральский ФО

100,0%

56,8%

22,7%

5,9%

0,0%

4,5%

0,8%

9,2%

Сибирский ФО

100,0%

55,7%

5,0%

12,0%

0,5%

12,2%

2,3%

12,3%

Дальневосточный ФО

100,0%

42,1%

4,1 %

6,0%

0,2%

14,3%

0,5%

32,9%

Источник: Росстат