Кнут и кнут: как складывается практика администрирования взносов налоговыми органами

| статьи | печать

У налоговых органов есть надежный инструмент борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, а теперь и с плательщиками страховых взносов. Это предусмотренное ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по расчетным счетам в банках. Однако как показывает практика, применяется такой инструмент зачастую с нарушением установленной процедуры, а порой и к лицам, которые не вполне этого заслуживают.

Очередные особенности работы нормы ст. 76 НК РФ многие организации смогли ощутить после передачи Пенсионным фондом данных о состоянии расчетов по страховым взносам в налоговые органы.

Банковский счет плательщика взносов блокируют из-за 20 руб.

Напомним, что с этого года именно налоговые органы занимаются администрированием страховых взносов (Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации <...> в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»). Передача информации была осуществлена в автоматическом режиме и, судя по всему, абсолютно бесконтрольно. Иначе как объяснить, что изначально свободные от обязательств перед внебюджетными фондами плательщики, отсутствие задолженности у которых подтверждено соответствующими справками из ПФР, получили на выходе задолженность по взносам? Мизерную по размеру, но коварную по сути.

Задолженность действительно мизерная. В известных нам случаях этот якобы долг составил от одного до 20 руб. И возник он, скорее всего, из-за погрешности округления или технической ошибки системы. Но вот только плательщикам от этого не легче, поскольку автоматическая задолженность повлекла за собой автоматическую ответственность. В игру вступили налоговики, и играют они явно не по правилам.

Применение ст. 76 НК РФ в подобной ситуации означает блокировку на счете организации суммы, указанной в решении налоговиков о приостановлении операций по счетам. При этом такая ответственность наступает не просто по факту наличия задолженности, а в случае неисполнения направленного налоговым органом требования о ее погашении (п. 2 ст. 76 НК РФ). Кроме того, п. 4 ст. 76 предусматривает направление должнику копии решения о приостановлении операций по счетам. В известных нам случаях пострадавшие организации ни требований о погашении задолженности, ни копий решения не получали.

При такой ничтожной сумме «долга» на действия налоговиков можно было бы закрыть глаза, если бы не одно «но». Пока решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не будет отменено, банк не имеет права открыть вам другой счет, вклад или депозит. Запрет на эти действия содержится в п. 12 ст. 76 НК РФ.

Наказать налоговый орган за незаконную блокировку можно, но бессмысленно

Можно только предполагать, как должна себя чувствовать компания, которая узнает о приписанной ей задолженности и принятых в отношении нее ограничительных мерах только по отсутствию реакции банка на запрос об открытии депозита... Очевидно, что как минимум некомфортно. Вполне естественное желание компании — наказать виновных — вдребезги разбивается о букву закона. Ответственность налоговиков за неправомерное решение о приостановлении операций по счетам Налоговым кодексом, конечно, предусмотрена. Но вот только установлена она в процентах от «замороженной» банком суммы (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Понятно, что в такой ситуации организации проще проглотить обиду, дождаться взыскания «арестованной» суммы и отмены налоговиками их решения. В одном из известных нам случаев от получения информации об ограничении банковских операций до восстановления права на их осуществление компания потеряла неделю. Никому не надо объяснять, во что могут обойтись бизнесу такие вынужденные каникулы.

Возникает вопрос: если администратор налогов и взносов не способен отследить и объяснить возникновение «на своей территории» фиктивных задолженностей и самостоятельно принять решение об их аннулировании, то, может, и наказание за непогашение таких «долгов» нужно устанавливать с поправкой на немощность администратора? Узаконить, например, лимит «некриминальной» задолженности, в отношении которой предусмотренные ст. 76 НК РФ меры применяться не будут. Ну или привязать размер ответственности администратора не к заблокированной сумме, а к фактическим потерям хозяйствующего субъекта.

К сведению

Порядок блокировки /разблокировки счета

Решение о приостановлении операций налогоплательщика­организации по его счетам в банке и переводов его элект­ронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком­организацией этого требования (ч. 2 ст. 76 НК РФ). При этом такое решение подлежит безусловному исполнению банком, в который оно направлено и в котором открыт счет плательщика взносов. Приостановление операций налогоплательщика­организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика­организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика­организации в банке и переводов его элект­ронных денежных средств или решения об отмене приос­тановления операций по счетам налогоплательщика­организации в банке и переводов его элект­ронных денежных средств передается налогоплательщику­организации под расписку или иным способом, свидетельствую­щим о дате получения налогоплательщиком­организацией копии соответствующего решения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика­организации в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.

Если общая сумма средств организации, находящихся на заблокированных счетах, превышает сумму, указанную в решении о блокировке, то компания вправе подать в налоговый орган заявление об отмене блокировки с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании задолженности по взносам. В течение двух дней со дня получения указанного заявления налоговый орган обязан его рассмотреть и принять решение.