В России модернизируется помощь больным психиатрического профиля

| статьи | печать

В очередной виток оптимизации общественного здравоохранения в России попали психиатрические больницы. Выбор чиновников пал на саму организацию системы психиатрической помощи.

На настоящий момент выпущено постановление Московского правительства о реорганизации психиатрической больницы № 12 им. Каннабиха. Ее будут присоединять к НПЦ им. Соловьева. По планам департамента здравоохранения г. Москвы (ДЗМ), ПКБ № 15 перепрофилируют в психоневрологический интернат для пациентов с хроническими психическими заболеваниями. Профсоюзные организации бьют тревогу. Они называют процесс слияния клиник губительным. В городском департаменте здравоохранения считают опасения о возможных проблемах несерьёзными. Особенно той части, где идёт речь о планах по закрытию ряда клиник для продажи их зданий и территорий. «Никто ничего продавать не собирается, на месте одной из закрывающихся больниц появятся новые корпуса с инфекционными койками, столь нужными в период эпидемий. Более того, сейчас город подыскивает новые здания для строительства ещё 20 психоневрологических интернатов», — заявила на заседании Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы замглавы департамента здравоохранения г. Москвы Елена Хавкина.

Еще полтора десятилетия назад Минздрав России провозгласил курс на «децентрализацию стационарной психиатрической помощи, усиление её амбулаторного звена и использование стационарозамещающих технологий». Большинство специалистов согласны с тем, что некоторое перераспределение нагрузки со стационаров на амбулаторное звено оправданно. Поставлена цель: сократить среднее пребывание пациента в психиатрической больнице до 30 дней. Это лишь один из аспектов реформы психиатрической службы, которая продолжается в столице, и 13 декабря комиссия Мосгордумы обсудила её ход. Как рассказала глава комиссии депутат Людмила Стебенкова, ещё в 2005 г. Россия подписала Европейскую декларацию по охране психического здоровья, главная задача которой — сделать более гуманной ситуацию с лечением этой особой категории больных. А это подразумевает и изменение общественного мнения, и внедрение новых методик лечения, которые позволяли бы пациентам проводить в больницах как можно меньше времени. «В Москве уже несколько лет идёт процесс усовершенствования психиатрической помощи населению, — рассказывает Стебенкова. — В рамках реформы произошло объединение больниц с психоневрологическими диспансерами. Кроме того, в нашем городе впервые введена практика лечения больных с пограничными состояниями в клиниках неврозов, а ведь раньше таких людей также госпитализировали».

В связи с общим настроем на модернизацию, ООО «Национальный фармацевтический реестр» (НФР) предложило создать в России единый реестр лиц, страдающих психическими расстройствами. Авторы идеи уверены, что такая база данных упростит систему выдачи медицинских справок, например, для получения водительских прав. Инициатива уже передана в Правительство РФ, которое, в свою очередь, поручило Минздраву оценить это предложение. Между тем эксперты опасаются, что такая инициатива нарушает права людей с расстройствами психики. Окончательное законодательное решение будет принято только после оценки Минздрава, где поручение правительства ещё не получили. Психиатр Центра охраны психического здоровья РАМН Татьяна Крылатова считает, что нельзя наделять неспециализированные учреждения правом доступа к базе лиц с расстройствами психики, поскольку это приведёт к «огромному удару по состоянию таких людей» и нарушению их прав из-за стигматизации психиатрических заболеваний в обществе. «Психиатрический учёт — это очень специальное дело, наши пациенты — тоже очень специальные люди, это необходимо учитывать, продумать все риски», — подчеркнула эксперт.

НФР предлагает создать единый психиатрический реестр в рамках государственно-частного партнёрства. Инициаторы указывают на недостатки существующей системы учёта лиц с нарушениями психики. В частности, они подчёркивают, что учёт производится по месту постоянного проживания гражданина, а при смене постоянного места пребывания возникают трудности с «передачей» больного на новую территорию. Единая база, считают они, поможет решить эту проблему, облегчит в том числе выдачу справок для получения водительских прав, покупки оружия, трудоустройства. Это станет возможно не только по месту прописки. Также в НФР уверены, что такая база данных поможет своевременному и правильному установлению инвалидности, связанной с расстройствами психики, и закупке лекарств медучреждениями.

И всё же, как отмечает директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид Мелик-Гусейнов, сегодня объёмы стационарной помощи больным психиатрического профиля в столице существенно превышают аналогичные показатели других стран. «То есть мы всех положили на койки, и они у нас лежат, — говорит Мелик-Гусейнов. — Уровень госпитализации у нас на 82% выше, чем в Европе. 85% затрат на оказание психиатрической помощи больным уходят в стационары, и лишь 15% занимает амбулаторная помощь. Почему-то сейчас все говорят о койках, конкретных больницах, но мало кто говорит о проблеме системно. Однако Москва стала первым регионом страны, где проблему психиатрии в целом решают комплексно». Одна из главных задач столичной реформы — сокращение времени пребывания больных психиатрического профиля в стационарах. Эксперты считают необходимым внедрение новых методов лечения, стационарзамещающих технологий.

За 30 дней в среднем достигается упорядочивание поведения. Однако это не означает, что пациента выписывают домой и ждут нового обострения. Его переводят под наблюдение в дневной стационар, которое длится в среднем 45 дней. Кроме того, ведётся постоянный мониторинг таких пациентов в течение трёх месяцев.

Конечно, признает доктор Костюк, некоторые пациенты нуждаются в круглосуточном лечении долгое время, иногда даже постоянно. Именно для таких и нужны интернаты, сеть которых город собирается расширять.