Российская медицина смахивает на плацебо

| статьи | печать

Авторитетная исследовательская организация The Economist Intelligence Unit представила доклад, в котором анализируется состояние медицины в разных странах и то, насколько госзатраты на лечение пациента соотносятся с результатами терапии. Россия вошла в число аутсайдеров и расположилась в рейтинге рядом с Нигерией и Бразилией.

По мнению авторов доклада, ситуация в российском здравоохранении ухудшилась из-за сокращения финансирования. При этом никуда не девается давняя структурная проблема, которая заключается в том, что власти платят за факт оказания медицинских услуг, а не за их результат.

Иными словами, в стране вроде есть и врачи, и клиники, но они ориентированы не на достижение результата — оказание эффективной помощи больным, а на написание отчётов о проводимых манипуляциях. «Российская система здравоохранения ориентируется не на результат лечения граждан, а на количество оказанных медицинских услуг», — цитирует доклад РБК.

Действующая система здравоохранения, таким образом, напоминает плацебо — вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата.

В докладе отмечен такой положительный момент из нашей реальности, как высокий охват населения медицинской помощью. В самом деле мы лидируем по числу койко-мест в больницах на душу населения — у нас их около десяти на одну тысячу человек. По данным ОЭСР, в Германии меньше — 9,2 места, во Франции — 8,4, в Великобритании — 4,1, в США и вовсе 3,6. В Швейцарии больше — 18,3, что связано с лидерством страны на международном рынке медицинского туризма. Кстати, много приезжих пациентов принимают и Германия, и Франция.

По числу врачей, согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Россия занимает четвёртое место в мире (на первом месте — Китай, на втором — США). По числу врачей на душу населения у нас пятое место (первое место у Кубы).

Доклад The Economist Intelligence Unit показывает, таким образом, сколь неэффективно мы распоряжаемся имеющимися ресурсами. А эффективнее всех, по мнению авторов доклада, организуют медицинскую помощь в Швеции, следом идёт Великобритания — страна с всеобщим бесплатным медицинским обслуживанием.

В России же государственное страхование не покрывает все виды медицинской помощи, не обеспечивает население всеми необходимыми лекарствами, а качество лечения в некоторых случаях оставляет желать лучшего. Меры по сокращению расходов привели к закрытию небольших медицинских учреждений и уменьшению объёма страхового покрытия в рамках ОМС.
С этим категорически не согласны в Минздраве. Там говорят, что за последние годы объём ОМС увеличился. В 2014 г. он составлял 1 трлн 174 млрд руб., в 2015 г. — 1 трлн 414 млрд руб., в 2016 г. — 1 трлн 459 млрд руб. В 2017 г. Минздрав, как сообщили в пресс-службе министерства РБК, планирует потратить 1 трлн 613 млрд руб.

Зафиксированы в докладе и положительные сдвиги в российском медицинском хозяйстве. К примеру, отмечается развитие московской Единой медицинской информационно-аналитической системы, которая позволяет записаться к врачу и посмотреть расписание работы медицинских учреждений в режиме онлайн. Несколько больниц перешли с бумажного документооборота на систему электронных медицинских карт IBM Lotus Notes. Состоялся запуск столичного сервиса электронных медицинских карт в рамках программы «Информационный город».

Тем не менее по каждому из четырёх итоговых параметров Россия получила самые низкие баллы. Это связано с тем, что оплата медуслуг в стране никак не зависит от результатов терапии, власти не анализируют, как тратятся деньги на медицину, а различные элементы системы здравоохранения слабо связаны между собой.

Газета РБК попросила прокомментировать доклад президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского. Он считает, что привязывать финансирование российской системы здравоохранения к результату лечения нельзя, так как это приведёт к фальсификациям: медучреждения будут на бумаге успешно «лечить» здоровых граждан и получать за это деньги. «Такая проблема есть и сейчас: поликлиники и больницы получают оплату за оказанные медицинские услуги, поэтому приписывают гражданам посещения и процедуры, которых те не совершали и не получали. В связи с этим критериев оценки здравоохранения должно быть три: смертность, заболеваемость и удовлетворённость пациента», — говорит А. Саверский.

На самом деле в мире давно найдены рецепты отслеживания приписок, а страховые компании научились строго контролировать расходы. Но в передовых по оказанию медицинской помощи странах есть не только «кнут» для тех, кто норовит получить деньги за несделанную работу. Есть и «пряник» в виде, к примеру, приличных государственных грантов тем, у кого доказана высокая эффективность лечения без повторных обращений больных за помощью.

Понятно, что мотивация возможна только при увеличении государственных расходов на здравоохранение, а не при сокращении трат на это.