1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 74

Аренда имущества у местных органов власти

Налоговики в письме от 09.09.2016 № СД-4-3/16866 сформулировали свою позицию по вопросу обложения НДС операций по передаче в аренду имущества органами местного самоуправления, которые являются казенными учреждениями. Сразу скажем, что она в пользу налогоплательщиков.

Пунктом 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления указанным законом и уставом муниципального образования могут быть наделены правами юридического лица. В этом случае они считаются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

По общему правилу, установленному подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС. Напомним, что с точки зрения налогообложения аренда рассматривается как услуга (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

В то же время в отношении аренды имущества у органов местного самоуправления в Налоговом кодексе есть специальная норма. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом арендатор такого имущества выполняет функции налогового агента. Он должен исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Поскольку п. 3 ст. 161 НК РФ не содержит каких-либо оговорок в отношении органов местного самоуправления, являющихся казенными учреждениями, возникает вопрос: распространяется ли его действие на аренду имущества у таких органов или в этом случае применяется подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, освобождающий данную операцию от налогообложения?

Ранее налоговики считали, что положения подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ применяются только в отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества казенными учреждениями, не относящимися к органам местного самоуправления (письмо от 16.02.2015 № ГД-4-3/2256@). Поэтому, если имущество арендуется у казенного учреждения, являющегося органом местного самоуправления, арендатор этого имущества на основании п. 3 ст. 161 НК РФ должен уплатить НДС.

Однако Минфин России отказал налоговикам в согласовании этой позиции. В письме от 10.04.2015 № 03-07-15/20611 финансисты разъяснили, что согласно подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ при предоставлении органами местного самоуправления, являющимися казенными учреждениями, в аренду муниципального имущества арендаторы указанного имущества уплачивать НДС в бюджет не должны. В комментируемом письме налоговая служба согласилась с такой позицией.