1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 715

Реклама: создание иллюзий о силе БАДов грозит штрафом

Президент РФ подписал закон, меняющий требования к рекламе лекарственных средств и медицинских изделий, а также повышающий ответственность и рекламодателей и рекламораспространителей за рекламу с нарушением этих требований. Помимо этого, принятым законом значительно расширен состав правонарушений в области рек­ламы, за которые к ответственности теперь будут привлекать рекламораспространителей.

Подписан и официально опубликован Федеральный закон от 23.07.2013 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“ и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон), который начнет действовать только с 22 октября 2013 г.

Изменения в Федеральный ­закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рек­ламе» (далее — Закон о рек­ламе) касаются введения требований к рекламе биологически активных добавок (БАД) и ответственности за нарушение законодательства о ­рекламе.

Реклама БАДов должна будет сопровождаться предупреждением о том, что БАДы не являются лекарственными средствами. Причем законодатель устанавливает минимальный предел длительности такого предупреждения в рекламе, распространяемой:

  • в радиопрограммах — не менее трех секунд;
  • в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании — не менее пяти секунд.

Законом закреплена также минимальная площадь такого предупреждения в кадре — 7%. В рекламе, распространяемой другими способами, предупреждение должно занимать не менее 10% рекламной площади.

За нарушение требований закона о рекламе сейчас преду­смотрены различные виды ответственности: гражданско-правовая, административная и и даже уголовная (ч. 1, 4 и 5 ст. 38 Закона о рекламе). В этом законе также есть нормы, которые разделяют ответственность между рекламодателем, рекламораспространителеми и рекламопроизводителем (ч. 6, 7 и 8 ст. 38 Закона о рекламе). Принятый закон расширил состав правонарушений для первых двух категорий.

В дополнение к уже существующей ответственности для рекламодателей и рекламораспространителей вводится ответственность за несоблюдение положений о рекламе деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, действующих уже более 2,5 лет (ст. 30-1 Закона о рекламе, ст. 5 и 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 194-ФЗ).

Однако в отличии от рекламодателей, рекламораспространители будут отвечать теперь за нарушение большего количества норм закона:

  • за нарушение требования о недопущении в рекламе указания на лечебные свойства товара, за исключением рекламы лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий (п. 6 ч. 5 ст. 5 в новой редакции Закона о рекламе);
  • использование рекламной конструкции не в целях распространения рекламы, в том числе социальной (ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе);
  • распространение рекламы на знаках дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения (ч. 3 ст. 19 Закона о рекламе);
  • несоответствие рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям техрегламента п. 13.8 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», утв. решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 и начинающего действовать с 2015 г.(ч. 4 ст. 19 Закона о рекламе);
  • установку и эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, на территории которого предстоит установка и эксплуатация (ч. 9 ст. 19 Закона о рек­ламе);
  • рекламу лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества (ч. 9 ст. 24 Закона о рек­ламе);
  • создание в рекламе БАДов иллюзий относительно их лекарственных свойств (ст Закона о рекламе. 25 );
  • рекламу деятельности медиаторов, не прошедших дополнительного профессионального обучения и не имеющих подтверждающих такое обучение документов. В соответствии с требованиями законодательства такая реклама должна содержать сведения об указанных документах, а также в случае рекламы проводящих процедуры медиации организаций — информацию о стандартах и правилах ее деятельности (ч. 1 и 2 ст. 30.1 Закона о рекламе).

Что касается поправок в КоАП РФ, то ст. 14.3 дополнили новым составом. С 22 октября за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также ­БАДов будет взиматься штраф:

  • с граждан — 2000—2500 руб.;
  • с должностных лиц — 10 000—20 000 руб.;
  • с организаций — 200 000—500 000 руб.