Национальная предпринимательская инициатива: от количества — к качеству

| статьи | печать

Не числом проектов, а качеством их претворения будет оцениваться эффективность дорожных карт Национальной предпринимательской инициативы. И единственным оценщиком будет бизнес.

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин заявил журналистам: «Если бизнес говорит, что пункт дорожной карты не выполнен, — никакие другие мнения приниматься в расчет не должны. Когда покупатель говорит, что колбаса несвежая, значит, так оно и есть».

Девять из 22

Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», которой в августе исполняется два года (распоряжение Правительства РФ от 11.08.2011 № 1393-р), призвана способствовать самореализации молодых амбициозных лидеров, которые могут вывести Россию на передовые позиции в мире и построить страну, в которой хочется жить и работать. С этой целью агентство ведет поиск, отбор и продвижение инициативных проектов, способствует распространению лучших практик, участвует в подготовке нормативно-правовых документов, направленных на ликвидацию административных барьеров перед бизнесом. В задачи АНО «АСИ» входит:

  • развитие и увеличение количества лидеров из среднего бизнеса и социального сектора;
  • улучшение предпринимательского климата, создание позитивного имиджа предпринимателя и предпринимательства в российском обществе;
  • содействие развитию профессиональных компетенций;
  • формирование и поддержка нового молодежного ме­неджмента в социальных учреждениях;
  • развитие некоммерческих организаций в секторе социальных услуг, прежде всего бюджетных.

Стартом деятельности агентства стала работа над предложенными бизнесом 22 проектами по упрощению, удешевлению и ускорению действующих в стране процедур по ведению бизнеса. Впоследствии их назвали национальной предпринимательской инициативой (НПИ) по улучшению инвестиционного климата в России, а каждый проект стал именоваться дорожной картой НПИ.

Девять дорожных карт утверждены Правительством РФ. Их реализация действительно имеет позитивное действие, в частности, в сфере капитального строительства, таможенного надзора, электрообеспечения бизнеса. Но, как показывает анализ, не все так гладко, как кажется. По состоянию на 1 июня 2013 г. из 126 мер более половины не выполнены. А всего до 2018 г. согласно более чем 30 ключевым показателям эффективности надо реализовать не менее 400 мероприятий. Причины кроются как в неповоротливости бюрократического аппарата, хотя каждый пятый участник разработки дорожных карт — чиновник довольно высокого уровня, так и в осторожнос­ти бизнес-среды — у предпринимателей нет привычки верить власти на слово, даже если оно вписано в правительственное распоряжение. К примеру, обоз­реватель «ЭЖ» поинтересовался мнением губернатора Архангельской области Игоря Орлова о внедряемом во многих регионах Стандарте деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Руководитель облас­ти отметил, что региональный стандарт АСИ пошел по стране, но пока рано говорить о результатах внедрения. Тем не менее северяне внимательно изучают документ, создали рабочую группу, которая выработает свою дорожную карту к пока еще набору рекомендаций по совершенствованию регионального управления. Главным мерилом своей работы губернатор назвал улучшение демографической ситуации в области.

Региональный инвестиционный стандарт составлен на основе 15 лучших практик, применяемых регионами с высокими темпами экономического роста. Отдельные его элементы внедрялись в 11 пилотных субъектах РФ, в том числе в Свердловской и Челябинской областях. О своем намерении присоединиться к ним 18 июня в Новосибирске заявили представители других регионов Уральского и Сибирского федеральных округов. Согласно решению Государственного Совета РФ стандарт будет внедряться во всех субъектах Федерации и станет еще одним мерилом эффективности деятельности губернаторов. В помощь им АСИ сейчас проводит в разных городах школы регионального инвестиционного стандарта для представителей власти и бизнеса.

Проверить исполнение может любой россиянин

Оказалось, что проще изучить ситуацию, сформулировать предложения по преодолению возникших проблем, нежели увидеть результат использования рекомендаций. Но АСИ — не очередная экспертная структура, а площадка для коллективной выработки бизнесом, властью и обществом направлений совместной работы по улучшению предпринимательской среды на всей территории страны, и принимаемые им документы не являются отлитыми в металле строками, говорит А. Никитин. Корректировка рекомендаций осуществляется по мере возникновения непредвиденных обстоятельств. Именно поэтому, по его словам, сегодня главное — не количество подготовленных дорожных карт, а полноценный мониторинг их исполнения, на основе которого можно быстро внести коррективы, подсказанные практикой.

С этой целью агентство открыло сайт Инвестклимат.рф, войдя в который, любой россиянин может проверить, как выполняются девять дорожных карт, утвержденных Правительством РФ в 2012—2013 гг. Причем не просто отследить, как складывается ситуация, а дать свою оценку происходящему и поделиться собственным видением выхода из сложившегося положения. Как и при разработке дорожных карт, так и теперь, АСИ будет опираться на мнение самой широкой общественнос­ти. Краудсорсерами — добровольными экспертами — могут стать предприниматели и чиновники, ученые и просто активные граждане.

В подготовке дорожных карт приняли участие 14 273 крауд­сорсера, неравнодушные к судьбе России. Они внесли ­более 10 000 дельных предложений. Еще больше порадовало экспертов из рабочих групп АСИ по каждой карте число комментариев — 68 523 заинтересованных мнения. В рабочих группах АСИ работало 860 специалистов.

Общественный контроль над реализацией национальной предпринимательской инициативы будет осуществляться на основе:

  • прямого диалога с предпринимателями в регионах, которые пользуются услугами, перечисленными в дорожных картах. Роль АСИ — запустить эту работу;
  • опроса предпринимателей по тем дорожным картам, где услуга разовая, к примеру, подключение к электросетям;
  • изучения мнения фокус-группы — деловых и отраслевых партнеров агентства, в первую очередь РСПП, «ОПОРЫ России», «Деловой России», ТПП РФ;
  • автоматического замера действенности дорожных карт. Например, там, где есть очереди, скажем, на таможне или в многофункциональном центре, можно снять информацию при помощи электронной системы.

«Главная задача мониторинга — выявить проблемные для реализации пункты, свое­временно оповестить об этом руководство страны, чтобы осуществить меры по интенсификации внедрения решений, принятых на площадке АСИ», — считает генеральный директор агентства.

Проблемы внедрения дорожных карт не остановили работу над другими аналогичными документами и над корректировкой ранее утвержденных карт. Так, дорожная карта по строительству полностью пересмот­рена и внесена в правительство в обновленном виде. Она разбита на большое количество пунктов, выполнение которых предусматривается в определенные сроки. Помимо того, каждый пункт имеет теперь конкретные ключевые показатели эффективности (KPI — показатели деятельности, которые помогают в достижении стратегических и тактических целей).

На ближайших заседаниях наблюдательного совета АСИ намечается рассмотреть новые дорожные карты относительно:

  • упрощения налогового администрирования,
  • реформирования оценочной деятельности;
  • создания системы национальной системы компетенций и квалификаций;
  • упрощения доступа бизнеса в социальную сферу.

Национальная система компетенций и квалификаций (НАКК) призвана создать понятные механизмы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в течение всей жизни человека, а также создать профессиональные сообщества, способные влиять на качество и содержание образования. К примеру, намечена задача по полной интеграции онлайн-образования в российскую сис­тему получения знаний и квалификаций.

Ключевой показатель эффективности дорожных карт НПИ

Год

Место в рейтинге

Doing Business

2011

124

2012

120

2013

112

2018

20

Doing Business («Ведение бизнеса») — международный рейтинг Всемирного банка, характеризующий основные условия ведения бизнеса и качество инвестиционного климата в 185 странах.