1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 5368

Дорожные карты президента Путина

На 3 мая было запланировано представление избранным президентом Владимиром Путиным первых четырех дорожных карт, к составлению которых по его заданию этой зимой приступило Агентство стратегических инициатив (АСИ). Сколько будет карт всего — 32, 36 или больше, не сообщается. Очевидно, что при хорошем раскладе карты станут действующей программой избранного президента. Документы имеются в распоряжении «ЭЖ». Ознакомимся с их содержанием.

Прошлым летом была предпринята попытка написать программу В. Путина в форме свода народных инициатив. Но начинание провалилось. Потом ученые модернизировали Стратегию-2020, однако она оказалась при всем старании экспертов излишне радикальной в плане предоставления свобод бизнесам, территориям и просто гражданам. Попытка изложить планы в форме публицистики и разместить статьи по темам в крупных газетах всем была хороша, но широкого интереса не вызвала. Теперь программа номер четыре написана уже не от имени народа, не от ученых, не лично от В. Путина, а является обобщением соображений представителей российского бизнеса.

Идея понятна. Наметилась тенденция ухода малого и среднего бизнеса из России в Китай, Чехию и другие страны, где налоги гуманнее и чиновники ласковее. Напротив, инвестиции забыли дорогу в Россию. Поэтому АСИ получило четкое задание составить план по улучшению делового климата в стране. И задание выполнено.

Проект назван «Национальная предпринимательская инициатива (НПИ) „Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации“». Сформированные в АСИ рабочие группы к сегодняшнему дню изготовили первые четыре дорожные карты в рамках НПИ: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» и «Совершенствование таможенного администрирования».

Готовые карты одновременно рекламировали сотрудники АСИ на совместной с газетой «Ведомости» конференции и лично В. Путин на коллегии Минэкономразвития 23 апреля.

На конференции зампред Правительства РФ Игорь Шувалов объявил: «До 2007 г. мы занимались созданием институциональной среды, сейчас мы вступаем в гонку за глобальный капитал». Дескать, для победы и написаны дорожные карты.

На коллегии Минэкономразвития В. Путин предупредил, что «чиновники федерального уровня обязаны будут выполнять требования бизнеса, изложенные в дорожных картах Агентства стратегических инициатив». На заседании наблюдательного совета АСИ 3 мая планировалось предметно рассмотреть первые четыре карты. «Считаю правильным затем утвердить эти дорожные карты», — добавил избранный президент.

Две из них представляем сегодня.

Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»

По замыслу разработчиков проекта, реализация этой карты позволит значительно (вдвое) увеличить число организаций-экспортеров, существенно нарастить объемы российского несырьевого экспорта, в том числе поставок инновационной продукции, переломить тенденцию к снижению в экспорте доли товаров высокой степени обработки и выйти на показатель диверсификации экспорта, сопоставимый с аналогичными показателями для развитых стран, традиционно являющихся крупными поставщиками сырья на мировом рынке. Кроме того, реализация дорожной карты будет способствовать формированию широкого слоя конкурентоспособных, активных предпринимателей-экспортеров, в том числе из среды малых и средних предприятий, что позитивно отразится на состоянии конкуренции и делового климата в стране.

Выполнение мероприятий дорожной карты, отмечается в документе, сформирует стимулирующую экспорт институциональную среду, обеспечивающую конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке. Реализация подпроектов дорожной карты будет осуществляться с 2012 по 2015 г., а основные элементы системы поддержки и продвижения экспорта должны быть созданы и внедрены до 2015 г.

Результаты (контрольные показатели и их целевые значения)


Текущее значение

Целевое значение по итогам 2013 г.

Целевое значение по итогам 2015 г.

Целевое значение по итогам 2020 г.

Индекс роста числа организаций-экспортеров (2011 г. = 100%)

105

110

130

200

Индекс роста неэнергетического экспорта (2011 г. = 100%)

107

115

140

250

Уровень (коэффициент) товарной

>2,5

>2,8

>3,5

>7

диверсификации экспорта (от 1 до 96)





Подпроекты и основные мероприятия

Подпроект /мероприятие

Ключевой результат

Срок реализации

Ответственный исполнитель

1. Формирование общенациональной системы поддержки экспорта

Достижение показателя удовлетворенности качеством и доступностью экспортных услуг на уровне не менее 70% к декабрю 2015 г. и 85% к декабрю 2020 г.



1.1. Разработка национальной экспортной стратегии и механизма ее реа­лизации — подготовить с участием бизнеса доклад о приоритетах экспортной деятельности до 2020 г. для Президента РФ и Федерального Собрания РФ

Утвержденная национальная экспортная стратегия до 2020 г.

30.06.2013

Минэкономразвития России, Минпромторг России, ВЭБ, ОАО «ЭКСАР», объединения предпринимателей

1.2. Внедрение единых стандартов в сфере государственных экспортных услуг — разработать стандартные пакеты услуг для экспортеров, доступные на уровне федерального центра, субъектов РФ, торгпредств

Внедренные единые стандарты государственных услуг для экспортеров на федеральном и региональном уровне

30.06.2013

Минэкономразвития России, субъекты РФ, торгпредства

1.3. Внедрение мониторинга и экспертизы бизнес-сообществом качества предоставляемых государством экспортных услуг – разработать механизм такого мониторинга и обратной связи

Внедренная система мониторинга и экспертизы бизнес-сообществом качества предоставляемых государством экспортных услуг

31.12.2012

Минэкономразвития России, объединения предпринимателей

1.4. Усиление стратегического планирования и координации в сфере поддержки экспорта – создать Совет по развитию экспорта при Президенте РФ, создать отдельный Департамент поддержки экспорта в структуре Минэкономразвития

Утвержденное положение о Совете по развитию экспорта при Президенте РФ

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минпромторг России, другие уполномоченные органы

1.5. Усиление межрегиональной координации в сфере поддержки экспорта — создать Ассоциацию экспортно ориентированных несырьевых регионов России для более активного вовлечения региональных органов исполнительной власти в сферу стимулирования, поддержки и развития ВЭД МСП

Проведенная учредительная конференция Ассоциации экспортно ориентированных несырьевых регионов России

30.06.2013

Минэкономразвития России, Минрегион России, субъекты РФ

2. Упрощение и ускорение административных и фискальных процедур при экспорте

Достижение показателя среднего срока прохождения всех таможенных процедур при экспорте по методологии Всемирного банка — не более 15 дней к декабрю 2015 г. и десять дней к декабрю 2020 г.



2.1. Внедрение упрощенных процедур таможенного оформления при экспорте – аналогично порядку при импорте (распоряжение ФТС России от 06.10.2011 № 179Р)

Распоряжение ФТС России о применении упрощенных процедур таможенного оформления при экспорте

31.12.2012

ФТС России

2.2. Создание единой информационной экспортной системы для целей оптимизации государственного контроля в данной сфере, организации эффективного электронного межведомственного информационного обмена между таможенными органами стран ТС, а также между таможенными и налоговыми органами РФ в целях упрощения процедуры возврата НДС по экспортным сделкам

Внедренная единая информационная система по экспортным операциям

30.06.2013

ФНС России, ФТС России

2.3. Либерализация процедуры возмещения НДС — снизить уровень требований для использования заявительного порядка возмещения, сократить сроки подтверждения факта вывоза товара посредством использования ФНС базы ФТС или автоматического направления ФТС копии декларации экспортеру и в ФНС, в т.ч. средствами электронной почты

Внесение изменений в НК РФ, документы ФТС России и ФНС России, регулирующие процедуру возмещения НДС

30.09.2012

Минфин России, ФНС России, ФТС России

2.4. Введение заявительного порядка возмещения НДС при экспорте продукции собственного производства для МСП и экспортеров промышленной продукции (группы ТН ВЭД 84 и далее) без предоставления банковской гарантии

Реализация заявительного порядка возмещения НДС

31.12.2012

Минфин России, ФНС России, ФТС России

2.5. Отмена валютного контроля и паспорта сделки при экспорте несырьевых товаров и услуг

Внесение изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», НК РФ, КоАП РФ, соответствующие нормативные документы Банка России и ФТС

31.12.2012

Минфин России, Банк России, ФТС России

3. Расширение ассортимента и повышение доступности финансовых услуг для экспортеров

Достижение доли экспорта, пользующегося государственной финансовой поддержкой, в общем объеме несырьевого экспорта РФ не менее 15% к декабрю 2015 г.



3.1. Совершенствование механизмов государственной гарантийной поддержки экспорта, возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях — обеспечить адаптацию данных механизмов в соответствии с международными обязательствами России и их развитие в соответствии с потребностями экспортеров в получении конкурентоспособного экспортного финансирования

Внесение изменений и дополнений в постановления Правительства РФ о порядке предоставления государственных гарантий по экспорту и возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по экспортным кредитам

31.12.2012

Минфин России, Минпромторг России

3.2. Внедрение новых финансовых продуктов для экспортеров, в том числе ориентированных на малые и средние компании, начинающих экспортеров — разработать на базе ОАО «ЭКСАР» современные финансовые продукты и распространить лучшую практику

Внедрение ОАО «ЭКСАР» новых финансовых продуктов для экспортеров (пилотная стадия)

31.12.2012

Минфин России, ВЭБ, ОАО «ЭКСАР»

3.3. Стимулирование кредитных организаций к разработке и внедрению инновационных инструментов финансирования экспорта — снизить нормы обязательного резервирования и достаточности капитала по активам, сформированным кредитами и процентами по ним, выданными экспортерам с обеспечением в виде договоров страхования ОАО «ЭКСАР»

Нормативный акт Банка России об установлении норм обязательного резервирования и достаточности капитала по активам коммерческих банков с обеспечением в виде договоров страхования ОАО «ЭКСАР»

31.12.2012

Банк России

3.4. Создание условий для реализации дебиторской задолженности нерезидентов по экспортным контрактам в качестве финансового актива — предоставить экспортерам доступ к открытому международному факторингу, использованию эскроу-счетов

Ратификация Россией Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге», внесение изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ, соответствующие нормативные документы Банка России и ФТС

31.12.2012

Минфин России, Банк России

3.5. Развитие рынка и культуры экспортного финансирования — создать в головных и региональных отделениях банков (в т.ч. ВЭБе) и лизинговых компаний с государственным участием консультационные центры широкого профиля для экспортеров

Созданные консультационные центры для экспортеров

31.12.2013

Банки и лизинговые компании с государственным участием

3.6. Разработка механизма использования средств, выделяемых РФ в целях содействия международному развитию, для закупки товаров и услуг у отечественных производителей

Внесение изменений и дополнений в Российскую национальную программу содействия международному развитию

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минфин России

4. Развитие информационных ресурсов и информационной среды в сфере экспортной деятельности

Достижение показателя удовлетворенности пользователей услугами портала на уровне не менее 90% к декабрю 2015 г. и 95% к декабрю 2020 г.



4.1. Улучшение пользовательских характеристик и контента портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития России — внедрить предложения пользователей (технологий краудсорсинга)

Модуль краудсорсинга на портале

31.12.2012

Минэкономразвития России, региональные центры поддержки экспорта

4.2. Создание на портале каталога экспортно ориентированных товаров и услуг и его систематическое обновление

Каталог экспортно ориентированных товаров и услуг на портале

30.06.2013

Минэкономразвития России, региональные центры поддержки экспорта

4.3. Создание сервиса типовых информационных услуг торгпредств для экспортеров, оказываемых на портале, — разработать регламент предоставления услуг

Регламент услуг торгпредств для экспортеров, оказываемых на портале

31.12.2012

Минэкономразвития России, торгпредства

4.4. Разработка механизма и регламента взаимодействия региональных центров поддержки экспорта с порталом, включая перечень услуг региональных центров, предоставляемых через портал

Регламент взаимодействия региональных центров поддержки экспорта с порталом

30.06.2013

Минэкономразвития России, региональные центры поддержки экспорта

4.5. Создание онлайнового консалтингового сервиса для экспортеров на портале

Страница онлайн-консультирования на портале

30.06.2013

Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФТС России, ОАО «ЭКСАР», ВАВТ

4.6. Повышение качества информационной работы торгпредств — обеспечить доступ к необходимым источникам в стране пребывания, утвердить перечень таких источников

Правила бюджетирования торгпредств для приобретения необходимой информации

31.12.2012

Минэкономразвития России, торгпредства

4.7. Создание сайтов торговых представительств в странах — основных торговых партнерах на языке страны пребывания

Действующие сайты торговых представительств

31.12.2013

Минэкономразвития России, торгпредства

4.8. Развитие независимых информационных ресурсов в сфере ВЭД — создать реестр источников информации по ВЭД

Реестр источников информации по ВЭД

31.12.2012

Минэкономразвития России, объединения предпринимателей

4.9. Разработка механизма и программы целевого финансирования маркетинговых исследований по приоритетным и перспективным направлениям развития экспорта

Утвержденная программа целевого финансирования маркетинговых исследований по приоритетным направлениям развития экспорта

30.09.2012

Минэкономразвития России

4.10. Разъяснение возможностей и преимуществ экспортной деятельности — провести скоординированную общенациональную рекламно-информационную кампанию «Экспортируй сейчас»

Проведение рекламно-информационной кампании «Экспортируй сейчас» — охват не менее 50% субъектов РФ к декабрю 2013 г., полный охват субъектов РФ к декабрю 2015 г.

31.12.2015

Минэкономразвития России, Минпромторг России, субъекты РФ, ОАО «Эксар», объединения предпринимателей

5. Развитие региональной инфраструктуры поддержки экспорта, ориентированной на МСП, начинающих экспортеров

Достижение доли организаций-экспортеров в общем числе зарегистрированных МСП на уровне не менее 20% к декабрю 2015 г. и 30% к декабрю 2020 г.



5.1. Разработка и принятие Концепции развития национальной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП, включая проработку вопроса создания Агентства по развитию экспорта (с учетом требований ВТО и передового зарубежного опыта)

Утвержденная Концепция развития национальной инфраструктуры поддержки ВЭД

31.12.2013

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ, ОАО «Эксар»

5.2. Завершение формирования организационно-правовой базы функционирования региональных центров поддержки экспорта, включая разработку и принятие стандартов и регламентов их деятельности, механизма взаимодействия с другими институтами в сфере развития ВЭД (ФОИВы, институты развития, торгпредства, объединения предпринимателей)

Утвержденные стандарты и регламенты деятельности региональных центров поддержки экспорта и их взаимодействия с другими институтами в сфере развития ВЭД

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ

5.3. Завершение институционального оформления российской сети ЕИКЦ как частно-государственного элемента региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП с управляющей структурой на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса

Утвержденная концепция развития российской сети ЕИКЦ с управляющей структурой на базе Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ

5.4. Создание сети сертифицированных внешнеторговых посредников — разработать механизм и провести сертификацию квалифицированных внешнеторговых посредников для работы с МСП

Утвержденная методика сертификации внешнеторговых посредников для работы с МСП

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ

5.5. Разработка модулей обучения/повышения квалификации сотрудников региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП

Утвержденные программы обучения/повышения квалификации сотрудников региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП

30.06.2013

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ВАВТ

5.6. Инвентаризация, систематизация и реализация финансовых и нефинансовых механизмов и инструментов поддержки ВЭД МСП в субъектах РФ путем разработки региональных программ развития ВЭД

Утвержденные региональные программы развития ВЭД — не менее 50% субъектов РФ к декабрю 2013 г., 100% субъектов РФ к декабрю 2015 г.

31.12.2015

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей

5.7. Разработка механизма финансирования региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП (нормативные акты, процедуры, регламенты, отчетность, мониторинг и контроль, оценка эффективности)

Утвержденный пакет документов, необходимых для финансирования региональной инфраструктуры поддержки ВЭД МСП

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей

5.8. Разработка типового порядка предоставления региональной инфраструктурой финансовой поддержки МСП, начинающим экспортерам (услуги, процедуры, регламенты и стандарты, отчетность, мониторинг и контроль, оценка эффективности)

Утвержденный регламент/порядок предоставления региональной инфраструктурой финансовой поддержки МСП

30.06.2013

Минэкономразвития России, Минфин России, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, объединения предпринимателей

6. Развитие институтов и механизмов промоутерской поддержки экспорта

Увеличение числа зарубежных промоутерских мероприятий федеральных органов исполнительной власти до не менее 30 в течение 2015 г. и не менее 50 в течение 2020 г.



6.1. Создание механизма планирования и организации целевых мероприятий по освоению внешних рынков — бизнес-миссий, партнериатов с участием МСП (в т.ч. для привлечения МСП к участию в кооперационных цепочках ведущих мировых производителей на основе формирования пулов заинтересованных компаний, поощрения офсетных сделок) и др.

Утвержденный регламент/порядок планирования и организации мероприятий по освоению внешних рынков. Поручение руководителя российской части МПК

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минфин России и др. ФОИВы, субъекты РФ, региональные центры поддержки экспорта, торгпредства, объединения предпринимателей

6.2. Развитие деятельности МПК в интересах российских экспортеров — внедрить КПЭ деятельности МПК на базе проектно-ориентированного подхода с учетом результатов лоббирования интересов российского бизнеса, содействия в преодолении барьеров и закреплении на рынке, совершенствовать механизм привлечения деловых кругов и регионов к формированию повестки работы МПК и участию в реализуемых проектах

Внедренные КПЭ для оценки деятельности МПК по поддержке продвижения экспорта

31.12.2012

Минэкономразвития России

6.3. Развитие зарубежной товаропроводящей сети в формате ЧГП — создать в случае экономической целесообразности торговые дома РФ за рубежом, центры технической поддержки, региональные консигнационные склады и др., разработать механизм реализации ЧГП применительно к данному виду деятельности

Реализованные пилотные проекты создания зарубежной товаропроводящей сети в формате ЧГП, проведенный аудит эффективности проектов

31.12.2014

Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минфин России, объединения предпринимателей

6.4. Реализация пилотных проектов по продвижению национального, региональных и фирменных брендов в формате ЧГП

Реализованные пилотные проекты по продвижению национального, региональных и фирменных брендов в формате ЧГП, проведенный аудит эффективности проектов

31.12.2014

Минэкономразвития России, МИД России, официальные загранпредставительства РФ, деловые советы

6.5. Использование двусторонних деловых форматов сотрудничества для продвижения экспорта — создать на базе/с привлечением деловых советов по торгово-экономическому сотрудничеству России с зарубежными странами систему лоббистских структур

Реализованные пилотные проекты по созданию российских лоббистских структур за рубежом, проведенный аудит эффективности деятельности таких структур

31.12.2013

Минэкономразвития России, Минфин России, МИД России, ТПП РФ, деловые советы и объединения предпринимателей

6.6. Формирование сети (корпуса) внешнеторговых консультантов — на базе бывших сотрудников системы Внешторга, отставных внешнеторговых менеджеров, соотечественников, проживающих за рубежом

Реализованный механизм деятельности сети внешнеторговых консультантов

31.12.2013

Минэкономразвития России, МИД России

7. Обеспечение системной работы торговых представительств по продвижению экспорта

Достижение показателя удовлетворенности участников ВЭД услугами торгпредств на уровне не менее 70% в 2015 г. и 85% в 2020 г.



7.1. Развитие деятельности (усиление оперативной и маркетинговой работы) торговых представительств по предоставлению услуг участникам ВЭД — разработать регламент деятельности торгпредств по предоставлению услуг, разработать и внедрить пакеты услуг, ориентированных на малых и средних экспортеров — обязательных (на безвозмездной основе) и дополнительных (на коммерческих принципах), развивать электронные форматы предоставления услуг

Утвержденный регламент деятельности торгпредств по предоставлению услуг участникам ВЭД, внедрение пакетов услуг для малых и средних экспортеров

31.12.2012

Минэкономразвития России, торгпредства

7.2. Формирование механизма прямого взаимодействия торговых представительств с региональными центрами поддержки экспорта — разработать и использовать соответствующее типовое соглашение

Утвержденное типовое соглашение о взаимодействии торговых представительств с региональными центрами поддержки экспорта до декабря 2012 г.



Охват соглашениями не менее 50% субъектов РФ и 50% торгпредств к декабрю 2013 г. и полный охват к декабрю 2015 г.

31.12.2015

Минэкономразвития России, торгпредства, региональные центры поддержки экспорта


7.3. Разработка механизма взаимодействия торгпредств с российскими лоббистскими центрами

Утвержденный порядок взаимодействия торгпредств с российскими лоббистскими центрами

31.12.2012

Минэкономравзития России, торгпредства, деловые советы

7.4. Отладка системы оценки эффективности работы торгпредств с акцентом на результаты деятельности по продвижению экспорта

Усовершенствованные КПЭ оценки деятельности торгпредств по продвижению экспорта

31.12.2012

Минэкономразвития России, торгпредства

7.5. Совершенствование географического размещения торговых представительств с учетом интересов бизнеса — создать новые торгпредства и их отделения в центрах зарубежной коммерческой активности российского бизнеса, наделить зарубежные представительства госкорпораций, компаний с госучастием, ТПП РФ, субъектов РФ полномочиями государственного агента по поддержке ВЭД при отсутствии торгпредства

Охват системой официального представительства торгово-экономических интересов РФ стран, суммарно обеспечивающих не менее 90% экспорта

31.12.2015

Минэкономразвития России

7.6. Направление на работу в торговые представительства представителей субъектов РФ, отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров – разработать соответствующий механизм

Утвержденный порядок направления на работу в торгпредства представителей субъектов РФ и объединений предпринимателей

30.06.2012

Минэкономразвития России, торгпредства

8. Улучшение условий доступа на внешние рынки

Достижение показателя устраненных торговых ограничений в отношении российских товаров, услуг и инвестиций на внешних рынках на уровне не менее 30 в течение 2015 г. и ежегодно в последующий период



8.1. Формирование партнерства государства и бизнеса в целях идентификации мер, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров, услуг и капиталов на внешние рынки, либерализации торговых ограничений и устранения дискриминационных торговых барьеров на внешних рынках — создать институциональный механизм такого парт­нерства

Утвержденный регламент взаимодействия государства и бизнеса по преодолению ограничений на внешних рынках

31.12.2012

Минэкономразвития России, торгпредства, объединения предпринимателей

8.2. Создание системы эффективного и транспарентного предоставления услуг бизнесу в сфере торговой политики — усовершенствовать базу данных по ограничительным мерам в отношении российской продукции, подготовить серии печатных изданий по вопросам торговой политики для бизнеса (докладов и рекомендаций), провести обучающие круглые столы, семинары, конференции по вопросам защиты российских участников ВЭД

Доработанная база данных по ограничительным мерам в отношении российской продукции с расширенным функционалом

31.12.2013

Минэкономразвития России, торгпредства

8.3. Запуск специальных обучающих модулей в области торговой политики, создание необходимого экспертного, кадрового и научного потенциала — разработать программы обучения и повышения квалификации в области торговой политики и правил международной торговли, целевыми аудиториями которых будут органы исполнительной власти федерального и регионального уровней, торгпредства, участники ВЭД

Утвержденные программы обучения/повышения квалификации в области торговой политики

30.06.2013

Минэкономразвития России, ВАВТ, НИУ-ВШЭ и др. вузы

8.4. Снижение и устранение визовых ограничений во взаимоотношениях с основными торгово-экономическими партнерами — разработать план-график взаимного снятия визовых ограничений по приоритетным парт­нерам (не менее двух визовых режимов в год)

Утвержденный план-график взаимного снятия визовых ограничений по приоритетным партнерам (не менее двух визовых режимов в год)

31.12.2012

МИД России

9. Развитие элементов самоорганизации в среде экспортеров

Достижение показателя охвата деятельностью региональных объединений производителей и экспортеров на уровне не менее 70% субъектов РФ к декабрю 2015 г.



9.1. Формирование и четкое определение функций отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров в сфере поддержки экспорта — разработать новое Положение об отраслевых и региональных объединениях производителей и экспортеров

Утвержденное положение об отраслевых и региональных объединениях производителей и экспортеров

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минрегион России, субъекты РФ

9.2. Формирование системы стимулов для самоорганизации экспортеров — передать их объединениям ряд полномочий в сфере поддержки экспорта (в том числе облегчающих для их членов доступ к экспортным услугам), предоставить информационно-консультационное содействие, возможность выдвижения своих членов на соискание наград за достижения в экспорте

Утвержденный порядок взаимодействия Минэкономразвития с отраслевыми и региональными объединениями производителей и экспортеров

31.12.2012

Минэкономразвития России, Минпромторг России

9.3. Проведение Всероссийской конференции представителей отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров — создать оргкомитет, разработать программу конференции, механизм отбора кандидатов для выдвижения на награды за достижения в экспорте

Проведенная Всероссийская конференция представителей отраслевых и региональных объединений производителей и экспортеров

30.06.2013

Минэкономразвития России, Минпромторг России, субъекты РФ, объединения производителей и экспортеров

9.4 Модернизация сбора данных об экспортерах России — разработать новые статистические формы и сводную статистику, позволяющую вести учет общего числа экспортеров и экспортных трансакций, признаков размерности и типа организаций-экспортеров, др.

Утвержденные формы отчетности, позволяющие вести учет общего числа экспортеров и экспортных трансакций, признаков размерности и типа организаций-экспортеров

31.12.2012

Минэкономразвития России, ФТС России, Росстат

Дорожная карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»

В общем описании проекта сказано, что он призван облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России. Предлагается сделать процедуру подключения к энергосети более простой, быстрой, прозрачной и менее затратной.

Авторы данного проекта уверены, что исполнение дорожной карты позволит существенно снизить количество этапов присоединения (с десяти до пяти), время на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети (с 281 до 40 дней), а также затраты на получение доступа к энергосети (с 1852 до 25% от ВВП на душу населения) к 2020 г.

Реализация подпроектов дорожной карты планируется с 2012 по 2019 г. Первые эффекты (отмена одного этапа с введением уведомительного порядка согласования) должны быть достигнуты уже в 2013 г.

Можно согласиться, что, если такие показатели будут достигнуты, «реализация проекта позволит добиться улучшения инвестиционного климата в России и, как следствие, повышения притока капитала в страну и роста уровня жизни».

Результаты (контрольные показатели и их целевые значения)


Текущее значение

2013 г.

2015 г.

2020 г.

Общая позиция в рейтинге

183

177

60

20

Количество этапов

10

8

6

5

Срок подключения, дней

281

276

45

40

Стоимость подключения, % от ВВП на чел.

1852

938

938

25

Подпроекты и основные мероприятия

Подпроект/мероприятие

Ключевой результат

Срок реализации

Ответственный исполнитель

1. Совершенствование правил ТП и создание условий сокращения сроков и этапов ТП

Сокращение количества этапов на два

Сокращение срока присоединения на 136 дней

31.01.2015

Министерство энергетики РФ

1.1. Введение уведомительного порядка согласования — предусмотреть уведомительный порядок согласования допуска в эксплуатацию объектов потребителя до 750 кВА и уровнем напряжения до 10 кВ с Ростехнадзором

Сокращение количества этапов присоединения на один

Сокращение срока присоединения на 30 дней

30.09.2012

Министерство энергетики РФ

1.2. Усиление постконтроля — предусмотреть необходимые механизмы, позволяющие Ростехнадзору проводить последующий контроль потребителей, присоединившихся в уведомительном порядке

Недопущения роста аварийности в связи с переходом на уведомительный порядок ТП

30.09.2012

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

1.3. Предоставление рассрочки платежа — создать и внедрить типовой договор по технологическому присоединению потребителей от 15 до 150 кВА с условием о возможности предоставления рассрочки платежа за услуги по технологическому присоединению

Сокращение срока присоединения потребителей, не имеющих достаточных ресурсов для единовременной оплаты ТП

30.09.2012

Федеральная антимонопольная служба

1.4. Сокращение нормативных сроков согласования проектов – разработать и реализовать законодательные инициативы по сокращению сроков согласования проектов присоединения к энергосетям до десяти дней. Определить формулировку техпроекта по подключению к энергосетям и определить критерии для его создания. Исключить Рос­технадзор из согласования проектов до 150 кВА

Сокращение срока присоединения на 20 дней

30.09.2012

Министерство энергетики РФ

1.5. Сокращение предельных сроков присоединения (при наличии возможности присоединения и согласии заявителя):

  • определить категории потребителей, для которых возможно ускоренное присоединение (климатические особенности, расстояние до потребителя);
  • сократить сроки присоединения:

— вдвое для потребителей с присоединенной мощностью от 15 кВА до 750 кВА включительно;

— до одного года для потребителей с присоединенной мощностью свыше 750 кВА

Сокращение срока присоединения на 20 дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

31.01.2013

Министерство энергетики РФ

1.6. Ускорение процесса выделения земель под строительство сетевых объектов — разработать комплекс мер совместно с правительством Москвы (для пилотного проекта) и тиражировать результаты на всю страну

Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

Пилот: 31.01.2013

Внедрение: 31.01.2014

Правительство Москвы, Министерство регионального развития РФ

1.7. Сокращение сроков получения разрешения на земляные работы – законодательно обязать администрации районов и МО сократить сроки выдачи разрешения на земляные работы (список представляемых документов должен быть закрытым и едино­образным)

Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

Пилот: 31.01.2013

Внедрение: 31.01.2014

Министерство регионального развития РФ

1.8. Разработка механизмов ускоренного подключения по временной схеме в том числе за счет систем автономного питания:

  • предложить стандарты оборудования автономного питания;
  • обязать сетевые организации информировать потребителя о наличии возможности подключения по временной схеме с привлечением ресурса сетевой организации или частной компании;
  • предложить механизмы, предусматривающие возможность выбора заявителем при наличии ограничений на технологическое присоединение особых условий присоединения, в том числе подключение под действие противоаварийной автоматики, предусматривающей отключение от сети и перевод потребителя на собственный резервный источник питания

Разработанный механизм присоединения по временной схеме

Сокращение срока присоеднения на 25 дней

30.09.2012

Министерство энергетики РФ

1.9. Совершенствование механизма временного присоединения:

  • дополнить нормативы, определяющие временное подключение, пунктами, позволяющими охватить всех потребителей;
  • разграничить понятия временного присоединения (ВП), ТП на постоянной основе и поэтапного ТП с использованием этапа ВП в качестве промежуточного до перехода к присоединению на постоянной основе. Разработать нормативы, обязывающие сетевые организации подключать потребителей по временной схеме при отсутствии возможности ТП;
  • зафиксировать тарифы на временное подключение, с условием предоставления льготного тарифа потребителям, сроки ТП которых увеличены по вине сетевой организации

Увеличение прозрачности и понятности для потребителя механизмов временного присоединения

30.09.2012

Министерство энергетики РФ

1.10. Определение механизма экономической целесообразности подключения удаленных потребителей:

  • определить категории потребителей, ТП которых является экономически нецелесообразным для сетевых организаций;
  • выделить из вышеперечисленной группы потребителей, присоединение которых возможно с использованием распределенных источников энергии

Разработанный механизм позволяющий разделить удаленных потребителей на тех, кто присоединяется на стандартных условиях, и тех, кто в силу своей удаленности должен присоединяться на особых условиях (в том числе с помощью распределенных источников энергии)

31.01.2013

Министерство энергетики РФ

1.11. Введение уведомительного порядка оповещения сбытовых компаний о надлежащем присоединении — осуществлять прием приборов учета на основании уведомления сетевой организации

Сокращение этапов присоединения на один

Сокращение срока присоединения на 21 день

30.06.2012

Министерство энергетики РФ

1.12. Обеспечение опережающего развития сетевой инфраструктуры:

  • обязать сетевые организации совместно с органами местного самоуправления обеспечивать синхронизацию развития схем территориального планирования с программами развития электроэнергетики РФ;
  • обязать сетевые организации синхронизировать инвестиционный план с ранее утвержденным планом развития сетевой инфраструктуры;
  • обязать органы местного самоуправления заблаговременно составлять территориальные планы с приложением ситуационных планов топографической конфигурации сетей в привязке к генеральному плану развития города;
  • в обязательном порядке доводить планы топографической конфигурации сетей до сведения электросетевых организаций, осуществляющих деятельность в границах данной территории

Согласованное планирование электросетевой инфраструктуры на муниципальном и федеральном уровне, а также в разрезе строительства и энергетики

Пилот: 30.06.2013

Внедрение: 31.01.2015

Пилот: Правительство Москвы

Внедрение: Министерство энергетики РФ

2. Совершенствование правового механизма перераспределения свободной мощности

Сокращение срока присоединения на 30 дней

30.09.2013

Министерство экономического развития РФ

2.1. Совершенствование принципов перераспределения мощности – определить объемы рынка, мотивацию участников, методы регулирования и контроля

Информация по объему рынка и мотивации участников

31.12.2012

Министерство энергетики РФ

2.2. Инвентаризация максимальной мощности

Актуальные данные о максимальной мощности

31.03.2013

Министерство энергетики РФ

2.3. Разработка системы учета и раскрытия информации о мощности

Система учета максимальной мощности и правила раскрытия информации о мощности

30.06.2013

Министерство энергетики РФ

2.4. Создание стимулов и механизмов к высвобождению неиспользуемой мощности

Система, мотивирующая пользователей избавляться от излишков мощности

Пилот: 31.03.2013

Внедрение: 30.09.2013

Министерство энергетики РФ

2.5. Создание информационной площадки – создать портал, позволяющий потребителям публиковать заявки по получению /отказу мощности. Добавить в портал исчерпывающую информацию по правилам перераспределения и правам потребителя и организовать горячую линию

Сокращение срока присоединения на 20 дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

Пилот: 31.12.2012

Внедрение: 30.04.2013

Министерство энергетики РФ

2.6. Создание отдельного тарифа на перераспределение мощности внутри одного питающего центра — ввести стандартизированные тарифные ставки на перераспределение мощности внутри одного питающего центра

Стандартизованный тариф на перераспределение мощности внутри одного питающего центра

Пилотный проект: 31.12.2012

Внедрение: 30.04.2013

Федеральная служба по тарифам

2.7. Создание типового договора на технологическое присоединение к сети путем перераспределения мощности

Сокращение срока присоединения на пять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

30.09.2012

Федеральная антимонопольная служба

2.8. Совершенствование регламента по перераспределению мощности

Сокращение срока присоединения на пять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

Пилот: 31.12.2012

Внедрение: 30.04.2013

Министерство экономического развития РФ

2.9. Компенсация упущенных доходов – разработать и утвердить нормативным правовым актом Методические указания по определению выпадающих доходов сетевых организаций от предоставления льгот по технологическому присоединению заявителей

Методические указания по определению выпадающих доходов сетевых организаций от предоставления льгот по технологическому присоединению заявителей

31.12.2012

Федеральная служба по тарифам

3. Снижение тарифов на ТП

Сокращение срока присоединения на 50 дней

Сокращение стоимости присоединения до 25% от ВВП на человека

31.12.2014

Министерство экономического развития РФ

3.1. Проработка механизма вмененной ставки – разработать схему, в которой потребитель платит минимальный платеж за ТП, но при этом подписывает долгосрочный пятилетний договор, в котором финансово гарантирует определенный объем потребления электрической энергии в течение пяти лет

Разработанный механизм, позволяющий потребителю минимизировать платеж за ТП

Пилот: 30.09.2012

Внедрение: 30.09.2013

Федеральная служба по тарифам

3.2. Фиксирование тарифов на весь период регулирования – предусмотреть обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов утверждать тарифы на технологическое присоединение по всем категориям потребителей на весь период регулирования по каждому уровню напряжения с учетом категорийности, как с инвестиционной составляющей, так и без нее

Сокращение срока присоединения на 50 дней

30.06.2013

Министерство экономического развития РФ

3.3. Нормативное снижение стоимости ТП для потребителя – предусмотреть внесение компенсации затрат сетевой организации на осуществление ТП в тариф за передачу (посредством вмененной ставки или RAB)

Поэтапное сокращение стоимости присоединения до 25% от ВВП на человека

31.12.2014

Федеральная служба по тарифам

3.4. Разработка механизма финансирования государством инвестиционных программ по развитию инфраструктуры

Поддержка реализации проекта по сокращению стоимости подключения

31.12.2013

Федеральная служба по тарифам

4. Совершенствование инструментов регулирования, внедрение единого бенчмаркинга

Методика ранжирования и оценки сетевых компаний

30.04.2013

Федеральная служба по тарифам

4.1. Разработка и выбор методики ранжирования сетевых компаний на основании лучшего мирового опыта – определить эффективность управления расходами (как на операционную деятельность, так и инвестиционными) посредством сравнения со средним по индустрии, лучшими компаниями в отрасли, статистической моделью сетевой компании

Методика ранжирования сетевых компаний

31.12.2012

Федеральная служба по тарифам

4.2. Моделирование пилотных проектов и внедрение – подготовить оценку эффективности сетевых компаний и оценить применимость выбранной методики на основании одного или нескольких методов проведения ранжирования

Механизм оценки сетевых компаний по методике ранжирования

30.04.2013

Федеральная служба по тарифам

5. Оптимизация регулирования сетевых компаний для повышения качества обслуживания клиентов

Повышение качества услуг сетевых организаций

31.07.2014

Федеральная служба по тарифам

5.1. Совершенствование стандартов качества

Скорректированные стандарты оценки качества ТП

30.09.2012

Федеральная служба по тарифам

5.2. Интеграция факторов повышения эффективности работы сетевых организаций в методику расчета тарифов – установить связь между качеством оказываемых услуг (в соответствии со стандартами качества) и уровнем выручки (через коэффициент индексации или иной механизм ценового регулирования)

Механизм ценообразования с учетом уровня качества оказываемых услуг

31.07.2013

Федеральная служба по тарифам

6. Внедрение программ совершенствования деятельности сетевых компаний

Сокращение количества этапов присоединения на три

Сокращение срока присоединения на 15 дней

31.01.2013

Министерство энергетики РФ

6.1. Изменение мотивационной схемы менеджмента сетевых компаний с государственным участием – установить показатели эффективности деятельности в области технологического присоединения (сокращение времени выдачи договора и технологического присоединения, снижение количества жалоб, повышение удовлетворенности заявителей)

Сокращение количества этапов присоединения на три

Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

31.12.2012

Министерство экономического развития РФ

6.2. Внедрение единых стандартов обслуживания клиентов сетевых организаций

Единые стандарты обслуживания клиентов сетевых организаций

31.01.2013

Министерство энергетики РФ

6.3. Внедрение онлайн-обслуживания клиентов – обеспечить прием заявок от малого и среднего бизнеса через Интернет (возможность отслеживать исполнение заявки в режиме реального времени) с выдачей договоров ТП в кратчайшие сроки

Сокращение срока присоединения на пять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

Пилот: 30.06.2012

Внедрение: 31.01.2013

Министерство энергетики РФ

6.4. Разработка системы КПЭ персонала сетевых компаний с учетом показателей качества обслуживания — внедрить показатели эффективности деятельности в области технологического присоединения (создание резервов мощности для технологического присоединения, сокращение времени выдачи договора и технологического присоединения, снижение количества жалоб, повышение удовлетворенности заявителей). Установить зависимость премии менеджеров и персонала от достижения ключевых показателей эффективности

Система мотивации сотрудников сетевых организаций на повышение клиентоориентированности

31.01.2013

Министерство энергетики РФ

7. Внедрение единых стандартов раскрытия информации по ТП

Сокращение срока присоединения на десять дней

31.12.2012

Министерство экономического развития РФ

7.1. Совершенствование и внедрение стандартов по раскрытию информации сетевыми компаниями – предусмотреть раскрытие информации о текущих объемах свободной мощности по всем центрам питания

Стандарты по раскрытию информации об объемах свободной мощности

31.12.2012

Федеральная антимонопольная служба

7.2. Создание механизма раскрытия информации по обработке заявок — обязать электросетевые компании раскрывать информацию в части основных этапов поступления и обработки заявок потребителей по основным этапам: поступление заявки, выдача ТУ, заключение договора, подключение объекта. (Примечание. Содержание заявок не раскрывается)

Стандарты раскрытия информации по процессу обработки заявок

30.06.2012

Федеральная антимонопольная служба

7.3. Создание единого интернет-портала — обязать сетевые организации размещать информацию по ТП потребителей в рамках интернет-портала, предоставляющего полную информацию о процедуре и местах возможного присоединения на карте, позволяющего рассчитывать потребность в мощности и стоимость ТП

Сокращение срока присоединения на десять дней (суммарный, усредненный на всех потребителей эффект)

30.06.2012

Федеральная служба по тарифам

7.4. Создание рейтинга по регионам — провести расчет ключевых показателей рейтинга инвестиционной привлекательности по каждому региону/сетевой компании

Расчет ключевых показателей по каждому региону

31.12.2012

Министерство экономического развития РФ

8. Повышение эффективности использования существующих ресурсов сетевых организаций

Дополнение правил и методик в части использования существующих ресурсов сетевых организаций для присоединения

31.12.2012

Министерство энергетики РФ

8.1. Определение правил технологического присоединения для отдельных категорий:

  • определить правила технологического присоединения собственников отдельных помещений в общей долевой собственности (многоэтажные жилые или общественные здания);
  • определить правила технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства собственников не являющихся сетевыми организациями (субабонирование);
  • определить условия многократного использования одним физическим (юридическим) лицом технологического присоединения по ставке 550 руб.

Уточнения в Правила технологического присоединения в части отдельных категорий потребителей

31.12.2012

Министерство экономического развития РФ

8.2. Регламентирование процедуры отсоединения – предусмореть осуществление отсоединения по окончании срока действия временного техприсоединения

Регламент процедуры отсоединения

30.09.2012

Министерство энергетики РФ

8.3. Определение правил технологического присоединения к распределительным устройствам станций и ценообразование для такой формы ТП — обеспечить одинаковую доступность для подключения потребителей к электросетевым компаниям и распределительным устройствам генерирующих компаний

Регламент техприсоединения к распределительным устройствам станций

31.07.2012

Министерство энергетики РФ

8.4 Определение взаимоотношений смежных сетевых организаций – усовершенствовать механизмы и внести изменения в Правила технологического присоединения в части урегулирования сетевой организацией взаимоотношений со смежной сетевой организацией при необходимости создания технической возможности для технологического присоединения

Дополнение Правил технологического присоединения в части определения взаимоотношений смежных сетевых организаций

31.12.2012

Министерство энергетики РФ