Кибермошенники обманывать стали реже, но продуктивнее

| новости | печать

Такое заключение делают в Банке России по итогам III квартала текущего года.

В «Обзоре отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств» регулятора говорится, что количество случаев хищения денежных средств у граждан в III квартале 2022 г. по сравнению с таким же периодом прошлого года снизилось на 10,3%, до 229,8 тыс. В то же время общий размер ущерба, нанесенный злоумышленниками, вырос на 23,9% — почти до 4 млрд руб.

По итогам прошлого года и с начала 2022 г. доля социальной инженерии в общем количестве хищений у граждан снижалась. Тем не менее эксперты Банка России констатируют, что в июле — сентябре наблюдалась обратная динамика, особенно при оплате товаров и услуг в Интернете. Они отмечают, что за время пандемии потребители привыкли к онлайн-покупкам и киберпреступники продолжают этим пользоваться — для обмана людей создают поддельные сайты финансовых организаций или известных магазинов.

В III квартале Банк России инициировал блокировку 3932 противоправных сайтов, а всего за девять месяцев — более 10 тыс., что почти на 68% больше, чем годом ранее. Динамика социальной инженерии, когда человек самостоятельно переводит мошенникам деньги или сообщает им данные банковской карты, напрямую влияет на размер средств, которые банки возвращают клиентам: в III квартале доля возврата составила 3,4% (134,3 млн руб.) от общей суммы хищений.

«Сейчас банки по закону не обязаны возвращать деньги в таких случаях. Банк России вместе с участниками рынка и экспертами предлагает изменить законодательство, чтобы люди могли рассчитывать на возврат денег даже тогда, когда они были введены в заблуждение и поэтому перевели средства на счета злоумышленников. Такой законопроект уже рассматривается в Госдуме», — отмечает директор Департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров.

В III квартале Банк России инициировал также блокировку более 280 тыс. телефонных номеров, которые использовались для противоправных действий. Это превышает аналогичный показатель прошлого года в десять раз. В большинстве случаев киберпреступники звонили гражданам с мобильных номеров.

Также регулятор сообщает, что вопросы защиты граждан от действий мошенников станут одними из ключевых на Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах».