Какова трехлетняя динамика онлайн-покупок россиян

| новости | печать

Оказывается, существенный прирост аудитории в данном секторе торговли эксперты зафиксировали еще до пандемии.

Публикуемый исследовательским холдингом «Ромир» E-comm индекс отражает динамику покупательской активности россиян в интернет-магазинах. Индекс рассчитывается с 2019 г., что позволяет специалистам холдинга проводить лонгитюдные исследования и анализировать влияние различных факторов на популярность онлайн-покупок.

Эксперты «Ромира» отмечают, что в этом секторе наблюдается существенный прирост аудитории еще до пандемии — индекс показывает, что рынок e-comm активно растет, начиная с конца 2019 г. Однако самые высокие показатели зафиксированы именно в 2020 и 2021 гг. Индекс покупательской активности в интернет-магазинах показывал значимый прирост уже на второй месяц ввода карантинных мер. И если в 2020 г. индекс ситуативно достигал больших значений (167% в мае 2020 г. к январю 2019-го), то 2021 г. отличается большей стабильностью, отражающей сформировавшиеся паттерны покупательского поведения. В 2021 г. году максимальная амплитуда достигала 41 п.п., в то время как в 2020-м — 62 п.п.

Постоянный прирост аудитории характерен в целом по России, в крупных городах ядро аудитории авторы исследования считают сформированным, что отражается в отсутствии значимых колебаний количества покупателей относительно базового значения в январе 2019 г.

По поводу доли трат в интернет-магазинах аналитики «Ромира» констатируют, что в доковидном 2019 г. она была меньше, но росла равномернее. В 2020 г. наблюдались пиковые значения e-comm share индекса, отражающем динамику доли трат в интернет-магазинах от общего количества трат россиян, которые коррелируют с введением ограничительных мер по борьбе с пандемией. Максимальные значения были зафиксированы в мае и июне 2020 г. (11,3 и 10,4% соответственно), в ноябре 2020-го (10%), в августе 2021-го (10,1%).

«В 2021 г. основными ценностями для покупателя являются экономия, время и удобство. Двум последним критериям соответствует как раз канал e-commerce. У многих крупных маркетплейсов, которые делают ставку на увеличение ассортимента в секторе FMCG, появляются дополнительные функции, сокращается скорость доставки, у некоторых это не больше 15 минут. Это помогает привлечь новую аудиторию и увеличить частоту использования платформы для решения бытовых вопросов. Поэтому мы фиксируем популярность онлайн-покупок и прогнозируем рост индекса e-commerce по итогам декабря — в период новогодних праздников, когда покупателям важно оперативно получать подарки», — отметила исполнительный директор Ромир Инна Караева.