Что мешает развитию фудшеринга в России

| новости | печать

«Единая Россия» подготовила проект закона о фудшеринге. Авторы законодательной инициативы предлагают внести поправки в Налоговый кодекс, которые предоставят бизнесу равный выбор между утилизацией товаров и передачей их нуждающимся. Сейчас предпринимателям выгоднее отправить ненужную еду на свалку.

«Сегодня, когда у ретейла остаются продукты питания, предметы первой необходимости, товары, срок годности которых еще не истек. Он выбирает между тем, чтобы утилизировать их или передать в благотворительный фонд. Налоговое законодательство не позволяет производителям передавать эти товары в адрес тех организаций, которые готовы их принять, или раздать людям, потому что выгоднее их утилизировать – таким образом компании могут компенсировать налог НДС – от 10% до 20%», – сказал председатель комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев (фракция «Единой России») в ходе совещания на площадке партии.

При этом он обратил внимание, что объем пищевых продуктов на утилизацию в России составляет не менее 17 млн т, что обходится примерно в 1,5 трлн руб. Между тем, за счет хотя бы части этих продуктов можно помочь миллионам граждан.

По словам директора «Казанской Фабрики Хлеба» Кирилла Миняева, идея с фудшерингом хороша, но понесет за собой некоторые сложности реализации, которые в свою очередь повлекут поправки или инициируют старт некоторых проектов. «Сейчас дела в этом деле обстоят очень просто: продукция утилизируется в специальные приемники по сжиганию или органическому разложению. Компания производитель получает компенсацию НДС. Это выгодно. Тем временем мы видим, к сожалению, большое количество людей, которые по той или иной причине не имеют возможности полноценно отовариваться в продуктовых магазинах», – рассказал «ЭЖ» бизнесмен.

По его словам, такая ситуация возникает по разным причинам: долги родственников, кредиты, микрозаймы, финансовые пирамиды. Такое разнообразие говорит только об отсутствии финансовой грамотности у населения прямо или косвенно влияющих на их материальное положение. В итоге определенный процент населения вынужден ходить «за магазин», в мусорные баки.

С принятием поправок, по мнению К. Миняева, могут появиться проблемы с так называемыми черными перекупами. Недобросовестные продавцы будут собирать просрочку, всячески облегчая жизнь производителю или ретейлу, приезжать за ней или даже создавать коррупционные схемы и хитростью выкупать этот неликвид с целью дальнейшей перепродажи оптом или в своей рознице.

30 млн человек может прокормить выбрасываемая бизнесом еда

Согласно материалам исследования РАЭК и ТИАР Центра, посвященного фудшерингу, стоимость ежегодно выбрасываемой еды в России составляет 1,64 млрд руб. Такого объема было бы достаточно, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года. Это значительно превосходит количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума (20,9 млн человек).

Основная проблема, которая сейчас мешает развитию рынка, – товар, который компания официально передает на благотворительность, считается реализованным (пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ), поэтому в бухучете он отражается по рыночной стоимости в доходах (п.2 ст.154 НК РФ). Это влияет на определение налоговой базы по налогу на прибыль (20%).

Кроме того, компания, направляющая продукты в фудшеринг, оказывается последней в цепочке добавленной стоимости и поэтому вынуждена платить НДС, который никак не компенсируется (до 20%). Общая налоговая нагрузка на продукты, переданные в фудшеринг, может составлять до 40% от рыночной стоимости товара. Эти затраты могут значительно превышать стоимость утилизации отходов.

Есть и другие трудности. Например, целый ряд продуктов, пригодных для употребления в пищу, по факту не может быть реализован. Это относится к продуктам нетоварного вида (например, помятые) и товарам с ошибками при маркировке.

Еще один момент, требующий регулирования, – часть существующих проектов в сфере фудшеринга не зарегистрированы официально, а функционируют как группы в соцсетях, в которых перераспределяются продукты. В результате ответственность перед потребителем за качество продуктов питания, передаваемых в фудшеринг, остается на компаниях-донорах. Риск особенно велик при передаче товаров, требующих особых условий хранения (мясо, рыба, молочные продукты), ведь волонтеры, забравшие товар, могут их не соблюсти, в связи с чем товар испортится.