С. Доронин (СР) : без увеличения государственной поддержки решить задачи импортозамещения можно только путём резкого увеличения цен и роста инфляций

| прямая речь | печать
Загрузка плеера

Мы все знаем, что наиболее значимым событием этого года стали антироссийское санкции и соответственно меры, которые ввела наша страна против стран Евросоюза и Соединённых Штатов Америки. Всё деловое сообщество: инвесторы, сельхозтоваропроизводители горячо обсуждают эту проблему. И, наверно, не потому что с августа месяца в Российскую Федерацию нельзя завозить фуа-гра или хамон по 100-200 евро за килограмм (за пределами МКАД на эти деньги люди живут, практически, месяцами). А по одной простой причине – людей волнуют проблемы с продовольственным обеспечением с продовольственной безопасностью страны и то, не повысятся ли цены в ближайшее время на продовольствие и будет ли полностью обеспечены полки магазинов молочными продуктами, овощами, фруктами, мясной продукцией, рыбой.

Поэтому совершенно очевидно, что наши крестьяне могут восполнить, то что завозилось из-за пределов РФ. Столь же очевидно, что государство на сегодняшний день вновь может подставить (плечо), как немножко подставило при вхождении в ВТО.

Все мы с вами прекрасно знаем, что в 2012 году, когда страна вошла в ВТО, рентабельность многих сельхозтоваровпроизводителей стала ниже нулевой отметки. И если бы не рывок 2005-2012 годов в рамках реализации национального проекта развитии АПК, то Россия в связи с санкциями оказалась бы в куда более тяжёлой ситуации.

Предприятия с 2006 года на свой страх и риск набирали огромные кредиты и вкладывали серьёзные инвестиции в развитие сельскохозяйственной отрасли. На сегодняшний день объём кредиторской задолженности составляет около 2 трлн рублей. Это при том, что сальдированный результат сельскохозяйственной отрасли за прошлый год составляет всего 7,4 млрд рублей.

Нетрудно посчитать, что для того чтобы рассчитаться со всеми долгами отрасль должна вкладывать на протяжении 30 лет, отдавать эти деньги банкам, у которых они брали кредиты. В результате сейчас хозяйства сидят по уши в долгах.

По имеющимся оценкам Министерства сельского хозяйства, около 23% сельхозпредприятий сегодня убыточны. Они не могут не только основной долг обслуживать, но и проценты по нему. Так что средств для расширения нового производства, конечно же, у сельхозпроизводителей, сельхозпредприятий отсутствуют.

Поэтому, если нам необходимо быстро нарастить производство продовольствия, а это действительно нужно, то существует только одно решение – это увеличение государственной поддержки.

Можно сколько угодно говорить об бюджетных ограничениях и о том, что подобное решение противоречит либеральной теории – это очень интересные рассуждения – но они носят исключительно теоретический характер, а на практике другого решения нет.

Инвестиционный процесс необходимо поддержать государственными средствами. Может показаться, что я сейчас говорю банальные самоочевидные истины, но, к сожалению, сейчас ситуация прямо обратная. АПК не просто не стал приоритетом правительства, а напротив он становится в ещё более тяжелым чем прежде.

В пятницу мы с вами будем обсуждать бюджет на 2015 и последующие годы. Я сейчас держу в руках заключение комитета Государственной Думы по аграрным вопросам на этот законопроект. Фактически документ говорит о том, что по всем основным статьям государственная поддержка сельского хозяйства не только не повысится, но даже снизится, и не только в реальном, но и в номинальном выражении, то есть в рублях. В то время как наше национальная валюта, как известно, тоже серьёзно потеряла в цене. Это видно уже из первых цифр.

Я напомню, что на нынешний год ассигнования на государственную программу развитие сельского хозяйства должны составить 171 млрд руб. А на будущий, согласно проекту бюджета 2015 года, менее 168 млрд.

Если же смотреть на конкретное направление, то по основным из них проседание оказывается ещё более значимым. Так, по сравнению с 2014 годом бюджетные ассигнования на программы развития под отрасли животноводства в 2015 году уменьшены более чем на 5 млн рублей.

Мы с вами хорошо знаем, что одним из самых проблемных мест в отечественном АПК является производство молока. Да и с точки зрения ответных мер на антироссийские санкции молочные продукты остаются одним из наиболее волнующих общество сегментов. Казалось бы, хоть здесь государство должно нарастить усилия. Получается же ровно наоборот. Субсидии на один литр реализованного или отгруженного на переработку молока сокращены почти на 7 млрд рублей.

Не повезло не только животноводству, бюджетные ассигнования на подпрограмму развития подотрасли растениеводства в 2015 году в сравнении с нынешними также уменьшены на 3,5 млрд рублей.

Я не буду дальше утомлять вас цифрами, хочу только зачитать вывод, сформулированный в заключение нашего аграрного комитета: «В последнее время в АПК из-за низкой доходности предприятий, высокой закредитованности отрасли и низкой инвестиционной привлекательности сложилась ситуация, которая не позволит даже при существующим уровне поддержки в 171 млрд рублей выполнить в 2014 года в полном объёме индикаторы заложенные в государственной программе в частности такие как производство молока, производство скота и птицы на убой, поголовье крупного рогатого скота, объём реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Исходя из этого депутаты комитета считают, что принятие федерального бюджета с планируемым уровнем финансирования госпрограмм на 2015 год в размере 167,8 млрд рублей не позволит достичь целей индикаторов заложенных в программе и может привести к снижению объёмов производства по отдельным видам сельхозпродукции. Я хочу подчеркнуть этот вывод.

С высоких трибун нам докладывают, как скоро у нас всё будет цвести и колоситься, но на практике при нынешних финансовых планах мы можем столкнуться не с увеличением, а со снижением производства продуктов питания. Таков вывод комитета по аграрным вопросам.

Говорить же о решении задач импортозамещения здесь и вовсе не приходится. Без увеличения государственной поддержки оно может произойти только одним способом – путём резкого увеличения цен и роста инфляций. Я считаю, что перекладывать на людей такой груз правительство не вправе.

Между тем решение существует, более того оно даже официально оформлено. Минсельхоз России недавно внёс на рассмотрение проект постановления правительства «О внесение изменений в государственную программу по развитию сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», там имеются необходимые расчёты для реализации мероприятий, направленных на ускоренное импортозамещение.

Предлагается выделить в 2015 году дополнительные 77,5 млрд рублей. Кроме того нужно решить вопрос со сроками уже выданных кредитов. Их необходимо продлить вместе с субсидированием. Тогда хозяйствам не придётся отдавать банкам последние копейки, они получат возможность инвестировать.

Конечно сейчас вновь зазвучат возражения против увеличения господдержки, но если учесть что речь идёт об обеспечении людей самым необходимым, то есть продуктами питания. Если учесть, что мы тем самым стимулируем рост отечественной экономики. Что увеличение выпуска будет сдерживать инфляцию, а значит стоимость заимствования для абсолютно всех предприятий. Если всё это учесть, то нужно признать, такие ассигнования сегодня необходимы.

Правительство много лет говорило, что сельское хозяйство является для него приоритетным. Настал момент истины и необходимо эти вопросы в срочном порядке решать.