1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 652

Сомнительный срок

Инспекция ФНС при проведении камеральной налоговой проверки потребовала от нашей организации представить дополнительные документы. Эти документы были переданы работнику инспекции через 9 рабочих дней после получения запроса. Сейчас инспекция пытается привлечь нашу фирму к ответственности по ст. 126 НК РФ за то, что мы нарушили установленный НК РФ пятидневный срок. На что мы можем ссылаться при обжаловании этого решения инспекции?

Р. Захарченко,
г. Старый Оскол, Белгородская обл.

На основании ст. 93 НК РФ лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Непредставление налогоплательщиком в установленные сроки запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, — штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Однако некоторые специалисты считают, что эти нормы относятся только к процедуре выездной налоговой проверки. Такая позиция обосновывается тем, что правило о пятидневном сроке включено законодателем в группу норм, посвященных именно выездной проверке (ст. 89—100 НК РФ), и, следовательно, к камеральным проверкам оно относится не должно.

О том, что положения ст. 89—100 распространяются только на выездные проверки, косвенно свидетельствуют ст. 93 и 94 НК РФ. Так, п. 2 ст. 93 НК РФ позволяет налоговикам провести выемку непредставленных документов по правилам ст. 94 НК РФ. А пункт 1 ст. 94 НК РФ позволяет осуществлять такую выемку только в рамках выездной налоговой проверки. Из этого делается вывод, что истребование документов при камеральной проверке предполагает особую процедуру применения. Предельных сроков для представления истребованных при камеральной проверке документов налоговое законодательство специально не оговаривает.

В заключение отметим, что в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).