1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 4422

Розы в России долго не живут

92% срезанных цветов, продаваемых на российском рынке, привозят из-за границы. Российские фермеры безоговорочно проигрывают иностранным земледельцам. Развитию отечественного цветоводства мешают неблагоприятные климатические условия, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие инвестиций в строительство и содержание теплиц.

Объем российского рынка срезанных цветов в 2008 г. составил около 3,1 млрд долл. В общей сложности в России около 100 теплиц разного размера, где выращивают цветы.

«Отечественных производителей подразделяют на два типа. Первый — акционировавшиеся совхозы, которые в середине
1990-х гг.переключились с овощей на цветы по соображениям рентабельности. Такие фирмы­совхозы выращивают незначительное количество цветов — меньше миллиона штук в год, преимущественно роз, и реализуют их напрямую в магазины», — рассказала корреспонденту «ЭЖ» руководитель маркетинговых проектов SymbolMarketing Ирина Матасова. Из этой группы наиболее заметны на рынке ЗАО «Агрофирма „Косино“» и ОАО «Совхоз „Победа“».

Второй тип — государственные унитарные предприятия, созданные на базе подмосковных совхозов. Их бизнес основан на муниципальных контрактах по озеленению, а производством срезанных цветов они, как правило, занимаются «для ассортимента». Розы, которые выращивают государственные совхозы, поставляются напрямую в небольшие магазины, палатки и частным торговцам, с которыми у производителя налажен постоянный контакт.

Наибольший объем продаж у всех участников рынка последние годы приходится на срезанные розы. Сейчас розы составляют от 40 до 45% всех ввозимых цветов в Россию. Объемы поставок увеличиваются с каждым годом. Причем темпы роста в денежном выражении превосходят скорость увеличения объемов импорта роз в натуральном выражении. Так, если количество ввозимой продукции увеличилось с 2006 по 2007 г. на 81,2%, то в денежном выражении этот показатель составил более 116%. В 2008 г. показатели сравнялись: рост составил 11,5% как в натуральном, так и в денежном выражении. Сопоставление данных позволяет заметить, что одна роза, провозимая через таможенные пункты, в 2006 г. стоила 0,6 долл., а в 2007 и 2008 гг. — 0,71 долл.

На ценообразование свежесрезанных цветов влияет множество факторов, в том числе стоимость импорта, заявленная на российской таможне. На протяжении трех лет отмечалось постепенное увеличение декларированной стоимости на таможне, что не могло не отразиться на цене цветка в розничной торговле. Кроме того, на розничные цены влияют стоимость логистических услуг (чем длиннее «локоть доставки», тем выше цена) и сезонные колебания. Например, стоимость цветов неизменно увеличивается к концу году. Это связано с изменениями условий в системе логистики и повышением тарифов. Самые высокие цены в марте, затем сезонный спад.

Кризис внес коррективы в сезонные колебания и развитие цветочной индустрии в целом: январь 2009 г. ознаменовался падением объемов поставок роз не только в натуральном, но и в денежном выражении. Если в январе 2008 г. роз было ввезено на общую сумму 19,6 млн долл., то за аналогичный период 2009 г. — на 17,9 млн долл. Учитывая, что доля продаж российских цветов на отечественном рынке чуть более 8% в количественном выражении, можно предположить, что уменьшение поставок изза границы и рост курса валют должны способствовать импортозамещению.

Цветоводство — одна из самых доходных отраслей сельского хозяйства многих национальных экономик, например, Голландии, Франции, Испании и Колумбии. Мировой рынок срезанных цветов ежегодно увеличивается в среднем на 6—9%, а потребление оценивается аналитиками в 35 млрд долл. Ассортимент выращиваемых на срез цветов превышает 500 наименований видов и сортов растений, в том числе малоизвестных видов и разновидностей декоративных культур. В большинстве стран основным видом цветочной продукции защищенного и открытого грунта являются цветы на срез. Под них отводится 70—80% площади теплиц и до 30% площади открытого грунта.

В России ситуация иная: на отечественном рынке цветов импортная продукция в десятки раз превышает объемы производства. Российские компании импортируют цветы более чем из 70 стран мира. Ведущие страныэкспортеры — Нидерланды, Колумбия, Эквадор, Израиль, Турция, Кения, Италия, Эфиопия, Таиланд и Польша.

Рассматривая факторы, препятствующие развитию российского цветоводства, можно сделать вывод, что пока у отечественных участников рынка более чем скромные перспективы. «Во­первых, климатические условия нашей страны не позволяют круглогодично в больших объемах выращивать цветы в открытом грунте. Наиболее благоприятный климат и удобное местоположение для дистрибуции товара по стране — это Краснодарский край. Но здесь возникает вопрос об организации теплиц для выращивания цветов. Это требует значительных инвестиций», — отметила И. Матасова.

По оценкам экспертов, для строительства 1 га современной теплицы необходимо не менее 2,5 млн долл. Помимо расходов на строительство при организации цветоводческого хозяйства нужно просчитать затраты на его содержание, учитывая, что тарифы на электроэнергию и стоимость удобрений постоянно повышаются. Кроме того, в стране ощущается нехватка квалифицированной рабочей силы. Все это делает технологические риски в российских производствах традиционно высокими.

По качеству продукция российских цветоводов значительно уступает зарубежным аналогам: эквадорская роза живет три недели, голландская — две, российская — не более одной. Несмотря на такой дисбаланс, цена отечественных цветов ненамного меньше зарубежных. Ко всему прочему продукция российских производителей не отличается разнообразием: климатические условия и невысокие достижения отечественной науки не способствуют выращиванию разных видов цветов.

Таблица

Средние розничные цены в марте на свежесрезанные цветы, руб.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Российская Федерация

53,27

57,46

61,92

72,7

Центральный федеральный округ

46,67

49,26

50,84

61,45

г. Москва

42,5

45,53

43,11

51,03

Северо­Западный федеральный округ

51,96

56,23

61,17

71,41

г. Санкт­Петербург

50,06

50,42

59,63

70,64

Южный федеральный округ

49,89

51,22

55,87

68,46

Приволжский федеральный округ

52,66

60,29

66,79

74,81

Уральский федеральный округ

56,18

61,06

65,39

74,45

Сибирский федеральный округ

62,25

66,47

72,56

86,23

Дальневосточный федеральный округ

75,09

80,35

85,57

100,81

Источник: Symbol­Marketing