Обоюдная выгода

| статьи | печать

Часто многие сотрудники различных организаций вынуждены использовать в служебных целях свои личные автомобили. Минфин РФ в Письме от 29.11.2006 № 03-03-04/1/806 разъяснил, как в этом случае правильно возместить эксплуатационные расходы владельцу транспортного средства.

 

Наиболее выгодным финансовое ведомство считает отнюдь не выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок. Ведь нормы расходов на указанные выше цели установлены еще Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 и явно устарели.

Минфин РФ предлагает воспользоваться ст. 606 ГК РФ и заключить между директором организации, который является в данном случае работником, и организацией договор аренды транспортного средства без экипажа.

Такой договор предусматривает уплату арендатором арендной платы, которая относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг, согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Размер арендных платежей и порядок их перечисления определяются сторонами договора.

Согласно ст. 642, 644—646 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Арендатор в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного автомобиля, включая текущий и капитальный ремонт.

Арендатор своими силами и средствами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Кроме того, если иное не предусмотрено договором, арендатор несет расходы по содержанию арендованного транспортного средства, его страхованию, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Таким образом, подвел итог Минфин, затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение топлива для обеспечения работы данного автомобиля исходя из его фактического пробега (с учетом фактического расхода ГСМ в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Со стороны организации договор может подписать любое лицо, имеющее право представлять интересы организации, в том числе и по доверенности.

Со стоимости арендной платы, выплачиваемой арендатору, организация как налоговый агент должна удержать НДФЛ. Кроме того, поскольку автомобилем управляет директор, по нашему мнению, ему следует производить доплату за совмещение профессии водителя. Размер этой доплаты в соответствии со ст. 151 ТК РФ устанавливается по соглашению сторон. На эту доплату следует начислять ЕСН и удерживать НДФЛ.

Что касается стоимости бензина (при наличии путевых листов), запчастей и расходов на ремонт, то эти траты доходами работника не являются, разумеется, если они будут экономически обоснованными.