1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2441

Грузовик и самоходная машина: найди десять отличий

ФНС настаивает на собственной классификации транспортных средств

В «ЭЖ» № 23 на стр. 10 было опубликовано открытое письмо генерального директора ОАО «Назаровская автобаза» А.В. Чередниченко, адресованное руководителю ФНС России и Председателю ВАС РФ. В нем говорилось о противоречивой арбитражной практике, касающейся споров о том, к какой категории следует относить автокраны в целях исчисления транспортного налога — «грузовые автомобили» или «самоходные машины и механизмы». Автор письма полагал, что этому способствует неясность законодательства. По его мнению, «необходимо узаконить единое для всех регионов РФ толкование типов транспортных средств». В связи с этим наша редакция обратилась в ФНС России с соответствующим запросом.

 

 

Вот что ответила Федеральная налоговая служба.

 

Еженедельник «Экономика и жизнь»

 

ул. Черняховского, д.16

Москва, 152319

 

Федеральная налоговая служба рассмотрела ваш запрос от 08.06.2007 № 18 и сообщает следующее.

Статьей 362 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) установлено, что исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» на территории России являются:

·        подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

·        органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами.

Ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от категории и мощности двигателя транспортного средства (ст. 361 Кодекса).

Таким образом, в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога применяется налоговая ставка, установленная для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу».

По транспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.

В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории транспортных средств, зарегистрированных в органах ГИБДД МВД России, необходимо учитывать следующее.

Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20.03.58.

Классификация транспортных средств, введенная вышеназванным соглашением, используется в РФ при сертификации транспортных средств. Согласно данной классификации оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.

Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям.

Следовательно, по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.

 

 

 

И. В. АКУНОВА

И.О. НАЧАЛЬНИКА

УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ

 

 

Комментарий «ЭЖ»

 

Позвольте не согласиться

 

Прежде всего отметим, что приведенный ответ фактически повторяет прежние разъяснения чиновников по данному вопросу. Подобные аргументы содержатся, например, в Письме Минфина РФ от 01.04.2005 № 03-06-04-04/1. А ведь проблема действительно существует — недаром многие арбитражные суды выносят решения в пользу налогоплательщиков, признавая автокраны и другие специальные передвижные механизмы самоходными машинами.

Обосновывая свою позицию, налоговики делают упор на нормы международного права, позволяющие, по их мнению, в целях налогообложения классифицировать передвижные механизмы как грузовые автомобили, поскольку оборудование, перевозимое ими, считается грузом. Так ли это?

Помимо Соглашения от 20.03.58, на которое они ссылаются, существует еще Соглашение, подписанное в Женеве 25.06.98 и вступившее в силу для России 25.08.2000, которое также регулирует вопросы, связанные с оборудованием и частями транспортных средств. Однако эти договоры не связаны с налогообложением. А из содержания ст. 7 НК РФ следует, что международные договоры имеют приоритет перед российским налоговым законодательством только в том случае, если они содержат положения, касающиеся налогообложения и сборов.

ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.11.2006 № А62-2682/06 совершенно обоснованно указал, что ссылка налоговой инспекции на Соглашение от 20.03.58 несостоятельна, поскольку оно не относится к налоговому законодательству и принято в целях совершенствования международных перевозок, а не в целях классификации и уточнения понятий в налоговых отношениях.

Данное Соглашение используется в России при сертификации транспортных средств в международном сообщении для обеспечения безопасности и унификации требований.

В то же время ст. 11 НК РФ позволяет в целях обложения транспортным налогом применять Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359. В его введении указывается на первоочередное значение экономической составляющей среди целей классификации, которая в числе прочего включает в себя и вопросы налогообложения.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2006 № А13-13117/2006-21 отмечается, что критерии отнесения транспортных средств к соответствующим категориям, содержащиеся в данном Классификаторе, позволяют произвести их наиболее полную классификацию в целях гл. 28 НК РФ. Его использование дает возможность, в частности, применять в отношении автокранов ставку, установленную для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, а не для грузовых автомобилей.

Отметим также, что нам так и не удалось в названных соглашениях обнаружить нормы, позволяющие однозначно считать всего лишь перевозимым грузом подъемное устройство, конструктивно связанное с шасси транспортного средства.

В то же время согласно п. «p» ст. 1 Конвенции о дорожном движении, подписанной 08.11.68 в Вене, на которую ранее уже ссылались чиновники, термин «автомобиль» означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для такой перевозки. Очевидно, что функциональное назначение автокранов совсем иное. Таким образом, «неналоговые» нормы международного права также позволяют делать выводы в пользу налогоплательщиков.

Рассмотрим обсуждаемую проблему и через призму гражданского права. Пойдем по пути налоговиков, «отделяющих» специальное подъемное оборудование от транспортного средства, на котором оно установлено. Статья 135 ГК РФ предусматривает, в частности, что вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи.

Бесспорно, что в данном случае специальное оборудование является именно главной вещью, а транспортное средство — лишь принадлежностью, перемещающей его.

Следовательно, для классификации объекта в целях обложения транспортным налогом такое оборудование имеет первостепенное значение. Поэтому автокран не должен относиться к грузовым автомобилям.

В заключение отметим, что автор открытого письма совершенно обоснованно ссылается на п. 7 ст. 3 НК РФ, позволяющий все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах толковать в пользу налогоплательщика.