Трепещи, льготник!

| статьи | печать

Федеральная антимонопольная служба решила бороться с незаконными налоговыми льготами, ограничивающими конкуренцию хозяйствующих субъектов. Тем самым данное ведомство положило начало новому направлению в своей деятельности. Об этом недавно сообщила Пресс-служба ФАС РФ, уточнив, что соответствующие поручения территориальным органам уже даны. Чего же ожидать от этой кампании представителям отечественного бизнеса? Давайте разберемся.

 

Льгота льготе рознь

Пробежимся немного по Налоговому кодексу.

Статьей 3 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В то же время данный Кодекс допускает установление льгот, которыми согласно п. 1 ст. 56 данного Кодекса признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, включая возможность вообще не уплачивать обязательные платежи либо уплачивать их в меньшем размере.

Условно льготы можно подразделить на стимулирующие и облегчающие. Первые призваны побуждать хозяйствующих субъектов заниматься видами деятельности, которые государство считает экономически или социально важными. А вторые рассчитаны на потенциально «бедных». Однако порой трудно определить, к какому из названных видов отнести ту или иную льготу.

Стоит отметить, что количество облегчающих льгот неуклонно сокращается.

Допуская поблажки, законодатель в ст. 56 НК РФ оговаривает, что нормы законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. Из вышеупомянутого сообщения Пресс-службы ФАС РФ следует, что данное ведомство намерено бороться с актами, которые нарушают приведенное предписание. Чиновники на местах будут выявлять такие акты и вносить предложения об их отмене в судебном порядке.

Речь идет прежде всего о льготах по региональным и местным налогам, которые наряду с Налоговым кодексом могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами представительных органов муниципальных образований согласно п. 3 ст. 56 НК РФ.

 

Этому дала, а этому не дала…

Эти слова из сказки о сороке-вороне как нельзя лучше проясняют суть «индивидуальной» льготы. А вот ее классический образец: муниципалитет снижает ставку земельного налога не определенной категории налогоплательщиков, объединенных какими-либо признаками, а конкретной организации. Вряд ли такое возможно в настоящее время. Хотя не исключено, что на необъятных просторах нашего Отечества случаются и такие казусы.

Судебная практика показывает, что индивидуальный характер налоговой льготы пытаются «закамуфлировать». Приведем пример.

Из Определения ВС РФ от 13.02.2003 № 78-Г03-3 следует, что Законом субъекта Российской Федерации и Положением, принятым на основании данного правового нормативного акта, была создана зона экономического развития с определением ее границ и установлением льготного налогообложения в ее пределах. Был также предусмотрен порядок приобретения статуса резидента зоны, имеющего право на получение налоговых льгот. Такой статус предоставлялся лицам, заключившим договор с исполнительным органом государственной власти. Суд, признавая указанные правовые нормативные акты недействующими и не подлежащими применению, указал, в частности, следующее. Оспариваемые Закон и Положение регулируют вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации. Кроме того, установленные ими порядок и условия применения налоговых льгот носят индивидуальный характер, что противоречит п. 1 ст. 56 НК РФ.

А вот пример, когда Верховный Суд РФ в своем Определении от 16.08.2006 № 47-Г06-295 не согласился с отменой льготы, которая была установлена областным законом, снизившим на 50% размер транспортного налога для организаций, осуществляющих автоперевозки пассажиров. Суд указал, что нормативный акт не противоречит антимонопольному законодательству, поскольку льгота установлена не для отдельного хозяйствующего субъекта, а для категории налогоплательщиков. Законодатель вправе определять круг лиц, подпадающих под льготное налогообложение.

 

Моя хата с краю, ничего не знаю

Отметим, что «антимонопольщики» не являются пионерами в ликвидации незаконных льгот. Будем справедливы: этим делом давно занимается прокуратура, что и видно из судебной практики. Не случайно в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности», который мы недавно обсуждали (см. «ЭЖ» № 23 за 2008 г.), отмечается, что имеют место случаи ограничения конкуренции и предоставления отдельным лицам преференций и привилегий.

Возможно, что пристальное внимание блюстителей закона к сфере, которую Федеральная антимонопольная служба считает своей вотчиной, и побудило это ведомство выступить с почином. Тем более что законодательная база для этого имеется. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе обращаться в суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству.

Почему же в стороне от этого дела остается Федеральная налоговая служба? Ведь именно чиновники данного ведомства являются профессионалами налогового законодательства. А кто лучше их знает налогоплательщиков и специфику каждого из них? Где гарантия, что чиновники ФАС РФ, будучи в данной области любителями, не наломают дров, забросав суды бесперспективными делами и понапрасну тревожа и без того нервного российского налогоплательщика?

Нам могут возразить, сославшись на отсутствие у инспекций соответствующих полномочий. Действительно, Закон о налоговых органах Российской Федерации от 21.03.91 № 943-1 не предусматривает возможность ИФНС оспаривать в судебном порядке правовые нормативные акты. Пункт 11 ст. 7 данного Закона предоставляет налоговым органам право обращаться в суд по иным основаниям.

В то же время ничто не мешает налоговикам, выявившим незаконный нормативный акт, сообщить об этом в прокуратуру, которая и отреагирует должным образом. Кроме того, не стоит забывать, что прокуроры могут не только оспаривать правовые нормативные акты, но и вносить в соответствующие органы предложения об их изменении, дополнении, отмене и принятии, что следует из ст. 9 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Почему бы упомянутым здесь ведомствам не договориться о наиболее оптимальном пути решения проблемы? Давно пора интересы экономики ставить выше своих амбиций!

В последнее время на самом высоком уровне много говорится о поддержке бизнеса и защите его от чиновничьего произвола. Инициатива Федеральной антимонопольной службы формально попадает в струю новых веяний. Однако не исключено, что ведомственное рвение может привести к обратным результатам. Как тут не вспомнить известную поговорку о некоем субъекте, которого заставь Богу молиться — он себе весь лоб разобьет…