Когда рекламодатель виновен

| статьи | печать

Размещение ненадлежащей рекламы, искажающей информацию о товарах (работах или услугах), влечет административную ответственность, привлечь к которой могут не только рекламораспространителя, но и рекламодателя: изготовителя и/или продавца рекламируемых товаров (работ, услуг). О наиболее распространенных случаях, в которых рекламодатель несет бремя ответственности, – в нашей подборке арбитражных дел.

 

Реклама медицинских товаров и услуг

Антимонопольным органом была проведена проверка опубликованной в газете рекламы медицинских услуг стоматологической клиники, по результатам которой рекламодатель был привлечен к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ. В ходе проверки было выявлено нарушение требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ), установленных для рекламы медицинских услуг.

 

Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, для привлечения внимания неопределенного круга лиц к конкретному товару или мероприятиям. При этом она должна соответствовать требованиям Закона № 38-ФЗ, в противном случае будет признана ненадлежащей.

 

Реклама медицинских услуг должна содержать сведения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультаций специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона № 38-ФЗ). Данные требования не распространяются на рекламу, которая проводится в рамках специализированных мероприятий или предназначена для лиц, занимающихся медицинской деятельностью.

Ответственность за нарушение положений ст. 24 Закона № 38-ФЗ несет рекламодатель в порядке, установленном ст. 14.3 КоАП РФ (п. 6 ст. 38 Закона № 38-ФЗ).

Рассмотрев дело, арбитражный суд подтвердил совершение рекламодателем вменяемого правонарушения, отметив, что необходимых предупреждающих сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона № 38-ФЗ, реклама не содержала, а печатное издание, в котором она была размещена, не является специализированным изданием, в котором допускается эти сведения не указывать. Суд указал, что ссылка в тексте рекламы на «возможность» проведения полного осмотра и консультаций врача не является указанием на обязательность проведения этих мероприятий. ФАС согласился с выводами суда.

(Постановление ФАС Центрального округа от 19.05.2008 по делу № А54-4862/2007С8)

 

Реклама пива и образ человека

Рекламодатель разместил на фасаде супермаркета баннер с рекламой чешского пива. В ходе контрольных мероприятий антимонопольным органом было установлено, что проверяемая реклама не содержит предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и, кроме того, в ней использован образ человека, выполненный с помощью анимации или мультипликации, что противоречит законодательству о рекламе. Поэтому рекламодатель был привлечен к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ, с чем он не согласился и обратился в суд.

Анализируя действующее законодательство о рекламе, суд отметил, что требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлены ст. 22 Закона № 38-ФЗ. Согласно данной норме в такой рекламе категорически запрещается использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью анимации или мультипликации (п. 6 ч. 1 ст. 22 Закона № 38-ФЗ). Кроме того, при каждом размещении она должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготовленных на его основе (ч. 3 ст. 22 Закона № 38-ФЗ). Нарушение перечисленных требований влечет административную ответственность рекламодателя, установленную ст. 14.3 КоАП РФ. Суд подтвердил наличие нарушений в действиях рекламодателя и законность наложения административного штрафа. ФАС согласился с решением.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.07.2008 № Ф03-А59/08-2/2577)

 

О вреде водки на страницах газеты

В ходе проверки соблюдения рекламодателем законодательства о рекламе антимонопольный орган установил, что реклама водки размещена на страницах республиканской газеты с нарушением требований ч. 5 ст. 21 Закона № 38-ФЗ. В частности, размер предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции составил не 10%, как требует того Закон, а 3,88% от рекламной площади. Выявленное правонарушение повлекло наложение административного штрафа по ст. 14.3 КоАП РФ. Рекламодатель не согласился с таким решением и обратился в суд, поскольку, по его мнению, ответственность за выявленное правонарушение несет рекламораспространитель.

Перечень критериев, которым должна соответствовать реклама алкогольной продукции, содержится в ст. 22 Закона № 38-ФЗ. Например, к ним относится предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, причем размер текста предупреждения должен занимать не менее 10% рекламной площади (пространства). При этом административная ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона № 38-ФЗ, несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Как указал арбитражный суд, юридическое лицо привлекается к административной ответственности только при наличии вины, а именно если у него была возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена такая ответственность (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Поскольку договор на оказание редакционно-редакторских услуг, заключенный с печатным изданием, и заявка на размещение оспариваемой рекламы не содержали сведений о размещении предупреждения о вреде потребления алкогольной продукции, заявитель, являющийся рекламодателем, считается виновным в совершении вменяемого правонарушения. Кроме того, суд отметил, что рекламодатель не предпринял никаких мер для предварительного согласования и проверки материалов рекламы перед размещением в газете. ФАС согласился с выводами суда.

(Постановление ФАС ВолгоВятского округа от 23.07.2008 по делу № А29-9514/2007)

 

Подробности кредитных условий

Рекламодатель, занимающийся остеклением балконов, лоджий и фасадов зданий, разместил в рекламно-информационной еженедельной газете рекламу своих услуг, которая содержала фразу: «Работаем в кредит».

Гражданский кодекс РФ различает три вида кредита: банковский, товарный и коммерческий, каждый из которых имеет свои существенные условия. Так, банковский кредит предоставляется банками и другими кредитными организациями, а товарный и коммерческий кредиты могут предоставляться и иными организациями. При этом предметом товарного кредита являются вещи, определенные родовыми признаками, а по коммерческому кредиту могут передаваться как вещи, так и денежные средства с условием предварительной оплаты или с отсрочкой (рассрочкой) оплаты товаров, работ или услуг (ст. 822, 823 ГК РФ). Предоставление коммерческого кредита неразрывно связано с основным договором, в силу которого он возник.

Как было установлено в ходе контрольных мероприятий, текст рекламы рекламодателя не содержал информации о кредите, а именно о виде кредита, условиях его предоставления, формах платежа. По мнению антимонопольного органа, такая реклама является ненадлежащей, так как она не соответствует требованиям ст. 5 Закона № 38-ФЗ. В частности, она не содержит существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях приобретения и использования, что искажает ее смысл и вводит потребителя в заблуждение (п. 7 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).

Сведения о виде и условиях кредита являются существенной информацией, поскольку они влияют на принятие потребителем решения о приобретении товара (работ, услуг) с учетом своих возможностей, в том числе материальных.

Рассмотрев дело, арбитражный суд занял позицию антимонопольного органа, подтвердив совершение рекламодателем вменяемого правонарушения. ФАС согласился с выводами суда.

(Постановление ФАС ЗападноСибирского округа от 14.08.2008 № Ф04-5055/2008(10062-А67-6)

 

Распитие алкоголя на ТВ запрещено

Антимонопольным органом была проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе, в ходе которой было установлено нарушение рекламодателем подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, а именно: в рекламном ролике магазина ювелирных изделий использовался процесс потребления алкогольной продукции. Выявленное нарушение стало основанием для привлечения рекламодателя к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона № 38-ФЗ в рекламе запрещается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготовляемых на его основе.

Как установил суд, рассматривающий иск рекламодателя, по сюжету спорного ролика действие происходило в кафе или ресторане. На переднем плане за сервированным столом, на котором стоит открытая бутылка, сидят мужчина и женщина с бокалами напитка золотистого цвета. Мужчина дарит даме ювелирное украшение, после чего пара чокается бокалами. Этот сюжет явно ассоциируется с распитием алкогольных напитков, что противоречит требованиям подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона № 38-ФЗ, ответственность за нарушение которого несет рекламодатель. Поэтому наложение на него административного штрафа правомерно. ФАС согласился с выводами суда.

(Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.08.2008 № Ф03-А73/08-2/3422)

 

Продажа квартир

По результатам проведенного антимонопольным органом мониторинга печатных изданий СМИ на рекламодателя, занимающегося привлечением денежных средств физических лиц, был наложен штраф по ст. 14.3 КоАП РФ. Основанием принятия такого решения послужило размещение в журнале рекламы о реализации квартир в жилых домах, текст которой не соответствовал требованиям п. 6–8 ст. 28 Закона № 38-ФЗ. По мнению антимонопольного органа, привлечение рекламодателем денежных средств осуществляется не по договорам участия в долевом строительстве или паенакопления в жилищных накопительных кооперативах, а по иным договорам.

Рекламодатель попытался оспорить решение антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд, который встал на сторону контролера. Суд отметил, что Закон № 38-ФЗ разрешает размещение рекламы, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства только на основании договоров участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов или рекламы, связанной с привлечением и использованием жилищными накопительными кооперативами средств граждан. При этом рекламный текст публикуется после получения разрешения на строительство дома и должен содержать сведения о месте и способе ознакомления с проектной декларацией (п. 7–8 ст. 28 Закона № 38-ФЗ). Спорная реклама не соответствовала данным требованиям, поэтому привлечение рекламодателя к административной ответственности правомерно. ФАС согласился с выводами суда.

(Постановление ФАС Поволжского округа от 27.08.2008 № А65-5603/08)

 

За нарушение законодательства о рекламе ст. 14.3 КоАП РФ предусмотривает ответственность рекламодателя или рекламораспространителя в виде административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей;
  • на должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 500 000 рублей.