Логистика экспорта-импорта: Азия доминирует, инфраструктура лимитирует, проекты дают надежду

| статьи | печать

Согласно данным Банка России, ситуация в сфере трансграничных грузоперевозок в I квартале 2025 г. развивалась разнонаправленно в зависимости от вида транспорта. Предприятия фиксировали ухудшение на железной дороге, стабильность в автомобильных перевозках и улучшение в морских. Страны Азии остаются ключевым направлением, активно развиваются связи с Ближним Востоком, Африкой и Латинской Америкой. Несмотря на реализацию проектов по повышению доступности логистических услуг, сохраняется острая нехватка провозных и пропускных мощностей, особенно на железных дорогах.

Ситуация в I квартале 2025 г. сложилась неоднородно. Предприятия отметили ухудшение условий для железнодорожных перевозок, в то время как для автомобильных перевозок ситуация осталась без изменений, а для морских — улучшилась. Основными партнерами остаются страны Азии, при этом активно расширяется сотрудничество с контрагентами Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Хотя реализуются проекты по развитию логистики, ключевой проблемой остается дефицит провозных мощностей транспортной инфраструктуры, в первую очередь сети железных дорог.

Железнодорожные перевозки: спад под давлением факторов

Объем железнодорожных перевозок по России в I квартале 2025 г. был на 12% ниже уровня IV квартала 2021 г. Погрузка в январе — апреле снизилась на 6,8% год к году. Спад наблюдался практически по всем грузам, особенно по сырьевым: углю, черным металлам, нефти и нефтепродуктам. Помимо логистических ограничений (дефицит мощностей на востоке и подходах к южным портам, дисбаланс подвижного состава), на динамику повлияли санкции и слабый внешний спрос. Значительный вклад в снижение внесли также строительные грузы и цемент, что частично связано с завершением инфраструктурных проектов и переориентацией на автотранспорт из-за загруженности железных дорог.

Объем контейнерных перевозок за первые четыре месяца 2025 г. незначительно снизился (–0,4% г/г). При этом экспортные потоки превышали импортные, что привело к скоплению порожних контейнеров в Азии и их нехватке в России, особенно по данным экспортеров Северо-Запада, Сибири и Урала.

Азиатские маршруты остаются ключевыми. В связи с этим логистические компании развивают новые сервисы, включая транзит через дружественные страны. Например, в марте 2025 г. запущен регулярный контейнерный сервис из Азии в Москву через СНГ. Развиваются и мультимодальные схемы: например, вологодское предприятие везет пиломатериалы по железной дороге в Санкт-Петербург, а далее морем; башкирский производитель масла отправляет груз по железной дороге на Дальний Восток, а затем морским путем в Северную Африку.

Большинство компаний, использующих железную дорогу для ­ВЭД, отметили ухудшение ситуации в I квартале 2025 г. по сравнению с аналогичным пе­рио­дом 2024 г. Основной причиной стал рост издержек из-за индексации тарифов на 13,8% в декабре 2024 г. Кроме того, предприятия практически всех макрорегионов жаловались на удлинение сроков поставок из-за высокой загруженности путей и нехватки вагонов.

Автомобильные перевозки: стабильность на фоне роста спроса

Ухудшение условий на железной дороге стимулировало спрос на автотранспорт. Например, псковский производитель электрооборудования из-за долгих ж/д поставок из Азии наладил в I квартале 2025 г. импорт комплектующих автотранспортом из СНГ. В целом по России объем автоперевозок в I квартале 2025 г. превысил уровень IV квартала 2021 г. на 21,2%.

Основным направлением автопоставок в Россию остаются азиатские страны. Один из крупнейших логистических операторов сообщил об удвоении спроса на доставку грузов из Азии. Экспортеры также осваивают новые рынки: например, ростовский производитель субстратов начал экспорт на Восток и в Закавказье.

Большинство опрошенных предприятий (68%), использующих автотранспорт, не отметили изменений ситуации в I квартале 2025 г. по сравнению с I кварталом 2024 г. Среди остальных ухудшение отмечали чаще (21%), чем улучшение (11%). Многие указывали на удорожание логистики из-за роста расходов перевозчиков на зарплаты водителям, обслуживание флота и топливо. При этом предприя­тия Сибири сообщали о снижении стоимости перевозок из-за усиления конкуренции со стороны азиатских и транспортных компаний из СНГ.

Объем автоперевозок в I квартале 2025 г. снизился на 0,8% г/г. Усиление конкуренции и рост утилизационного сбора на импортные автомобили привели к резкому падению продаж крупнотоннажных грузовиков в России — почти вдвое за январь — апрель. Продажи седельных тягачей (35% рынка) упали на 67% г/г.

Морские перевозки: умеренный спад и новые сервисы

Объем перевалки грузов в морских портах России в январе — апреле 2025 г. был на 2,8% ниже уровня IV квартала 2021 г. Обработка грузов сократилась более чем на 5% г/г. Снижение произошло из-за уменьшения отгрузки наливных грузов (нефть, нефтепродукты) и зерна, экспортные квоты на которое в текущем году снизились примерно на 60% г/г.

По оценкам предприятий, ситуация и география морских перевозок в I квартале 2025 г. существенно не изменились: экспорт готовой продукции — в Азию, Африку, Латинскую Америку; импорт сырья и оборудования — из Азии. Однако отдельные компании отмечали улучшение. Экспортеры удобрений и аграрной продукции Поволжья, СЗ, Урала и Юга связывают это с развитием мощностей в портах Балтики и Азово-Черноморья. Увеличилось количество морских линий: например, запущен контейнерный сервис Новороссийск — Восточная Африка; азиатская компания возобновила заходы в Калининград в рамках линии Санкт-Петербург — Северная Африка — Восточная Азия.

Усиление конкуренции между контейнерными линия­ми замедлило рост тарифов на морскую логистику. Однако некоторые компании, особенно топливно-энергетические предприятия Дальнего Востока, сообщали о росте стоимости фрахта из-за снижения доступности судов на фоне санкций.

Воздушные перевозки: дорого, но необходимо

Грузовые авиаперевозки остаются самым дорогим видом транспорта с небольшой долей в общем объеме. Ими пользуются компании, для которых критична скорость доставки, преимущественно в страны АТР. Например, мурманское краболовное предприятие поставляет живого краба в Азию, а свердловский производитель автоэлектрооборудования импортирует комплектующие.

Объем авиаперевозок в I квартале 2025 г. был на 59,3% ниже уровня IV квартала 2021 г., что связано со снижением грузопотока на международных линиях. Однако в январе — марте международный трафик вырос на 7,0% г/г благодаря развитию e-commerce, расширению присутствия иностранных поставщиков на маркетплейсах и увеличению числа азиатских авиаперевозчиков в России. Растет количество прямых грузовых рейсов из Азии в региональные аэропорты России, минуя Москву, что сокращает сроки доставки на 3—5 дней и снижает затраты.

Тарифы на авиаперевозки в марте 2025 г. выросли более чем на 8% г/г. При этом некоторые предприятия отмечали снижение затрат благодаря увеличению предложения авиа­компаний и укреплению рубля. Например, производитель гофрокартона на СЗ сократил расходы на импорт деталей из Азии примерно на 5% г/г.

Прогнозы на 2025 г.: ожидания и возможности

Предприятия не ожидают существенных изменений в логистике трансграничных перевозок до конца 2025 г. Большинство компаний прогнозируют стабильность в географии перевозок и используемых видах транспорта. По мнению опрошенных, логистический фактор сейчас оказывает умеренное влияние на динамику ВЭД, ключевыми же остаются спрос на продукцию и санкционные ограничения.

Тем не менее реализация инфраструктурных проектов и выход на новые рынки открывают дополнительные возможности для роста экспорта и импорта. Например, птицефабрика СЗ ожидает роста экспорта яиц на 10—20% г/г благодаря выходу в Африку и возобновлению поставок на Ближний Восток. Агрокомплекс ДВ планирует расширить импорт комплектующих для электростанций за счет партнера в Азии.

В целом сложности с логистикой экспорта-импорта из-за ограничений инфраструктуры в 2025 г. сохраняются. Значительных изменений в логистике трансграничных перевозок по итогам года компании не ждут. Ключевыми факторами для внешней торговли останутся спрос, экспортные и санкционные ограничения. Однако реализация инфраструктурных проектов и расширение маршрутов будут способствовать повышению эффективности логистики и открытию новых возможностей для российского бизнеса на мировом рынке.