Налоговики вправе провести выездную проверку и после составления промежуточного ликвидационного баланса

| статьи | печать

В споре, рассмотренном в постановлении АС Поволжского округа от 06.03.2024 № Ф06-8509/2023 по делу № А72-6780/2023, суды поддержали налоговиков, которые, выявив схему с незаконным возмещением НДС, назначили выездную проверку ликвидируемой компании через два с половиной месяца после регистрации промежуточного ликвидационного баланса.

Суть дела

Компания 19 августа 2022 г. приняла решение о своей ликвидации. Была назначена ликвидационная комиссия и 14 декабря 2022 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации промежуточного ликвидационного баланса.

В свою очередь, налоговый орган на основании имеющихся документов (в том числе полученных в рамках камеральных проверок и вне рамок проверки) провел анализ финансово-хозяйственной деятельности компании за 2021—2022 гг. и выявил использование незаконной схемы получения налоговой экономии в виде неправомерного применения налоговых вычетов по НДС по взаимоотношениям с «проблемными» контрагентами.

Налоговики вызвали компанию на заседание рабочей группы с целью рассмотрения вопроса о добровольном уточнении налоговых обязательств и представлении уточненных деклараций по НДС и налогу на прибыль. Однако компания на заседание не явилась, уточненные декларации не представила и не уточнила свои налоговые обязательства с учетом выявленных налоговых рисков.

Тогда налоговики 1 марта 2023 г. приняли решение о проведении выездной налоговой проверки.

Компания посчитала, что налоговики не вправе назначать выездную проверку после составления и регистрации промежуточного ликвидационного баланса, и обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия инспекции, выразившегося в принятии решения о проведении выездной налоговой проверки.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении заявленных ею требований и поддержали налоговиков. Они указали, что нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок проведения выездной налоговой проверки в случае ликвидации юридического лица, не могут быть истолкованы таким образом, что если налоговый орган не воспользовался своим правом на проведение выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией налогоплательщика в срок, установленный в ст. 63 ГК РФ, то он утрачивает право на проведение выездной налоговой проверки. Поэтому доводы компании о невозможности проведения налоговой проверки после представления промежуточного баланса не свидетельствуют о незаконности принятого решения о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Суды также отметили, что основанием для начала выездной налоговой проверки в отношении компании послужила не ее ликвидация, а выявленные факты использования налогоплательщиком незаконной схемы получения налоговой экономии и неуточнение своих налоговых обязательств с учетом выявленных налоговых рисков.