Бывает же. Экономическая динамика в конце 2023 г. ускорилась

| статьи | печать

Декабрьское ее усиление стало неожиданностью для ученых Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), о чем они сообщают в новом обзоре «Анализ макроэкономических тенденций».

Правда, стало ли это ускорение чисто статистическим феноменом (результатом некорректного распределения во времени поступивших годовых данных, например, или сбоем в работе алгоритма снятия сезонности в условиях экономической турбулентности) или началом нового витка роста, экспертам ЦМАКП пока неясно.

«Во всяком случае, в конце года наблюдался (еще раз — с оговоркой о возможной статистической ошибке) действительно интенсивный рост только в инвестициях в строительстве. Потребительские расходы же, например, почти „стоят“», — констатируют авторы анализа.

Они напоминают, что в IV квартале в экономике на фоне довольно интенсивного экономического роста произошел всплеск инфляции. В целом, считают ученые, можно констатировать, что прирост спроса в значительной степени стал «уходить в цены». Впрочем, аналитики ЦМАКП замечают, что возможности дальнейшей активизации роста еще далеко не исчерпаны.

Уровень загрузки производственных мощностей, согласно опросам бизнеса, в среднем превысил 80% (что стало наиболее частым аргументом для перехода от стимулирующей спрос к консервативной монетарной политике). Однако авторы анализа указывают, что за этими цифрами стоят очень разные процессы на уровне отдельных отраслей: в добыче полезных ископаемых уровень загрузки очень высокий (80—85%), но и особого потенциала роста нет в условиях ограничений на экспорт. В логистических отраслях наблюдается довольно высокая загрузка мощностей (под 80%), что эксперты ЦМАКП связывают с новыми инфраструктурными реалиями для нашей экономики в условиях санкций. Сектор, считают ученые, нуждается в инвестиционной расшивке «узких мест», а отнюдь не в дестимулировании. В обрабатывающей промышленности уровень загрузки составляет порядка 75%, и, по их мнению, есть возможность его умеренного повышения, на 5—8%, в рамках поддержки потребительского и инвестиционного спроса.

В III квартале рост инвестиций в основной капитал с устраненной сезонностью сохранился, лишь замедлившись (II квартал — +5,4%, ­III квартал — +2,3%).

«Эта динамика находится в разительном противоречии со все более негативной динамикой предложения инвестиционных товаров и объясняется либо продолжением в III квартале „строительного бума“, либо таким специфическим компонентом инвестиций, как военная техника», — полагают аналитики ЦМАКП.

По их косвенной оценке, в декабре продолжилось ослабление инвестиционной активности в экономике. Предложение инвестиционных товаров снизилось с поправкой на сезонность на 1,1% относительно ноября. Угасание инвестактивности продолжается с августа 2023 г. За этот период (август — декабрь) предложение инвестиционных товаров снизилось уже на 7,8%. При этом текущий уровень инвестактивности примерно соответствует среднемесячному значению 2019 г. В строительстве в конце прошлого года отмечено заметное с устраненной сезонностью ускорение (III квартал — +0,4% в среднем в месяц, IV квартал — +1,3% в месяц). Эти данные, отмечают авторы анализа, «не бьются» с информацией о производстве стройматериалов.

«Если речь не идет о банальных проблемах со снятием сезонности, то, скорее всего, налицо часто встречающийся феномен „сползания на конец года“ данных о вводах строительных объектов — в 2023 г., очевидно, более сильное, чем раньше», — считают они.

В сфере экспорта товаров ситуация вновь ухудшилась. И в постоянных ценах, и в текущих экспорт с поправкой на сезонность начал снижаться. Ученые ЦМАКП предполагают, что важная причина здесь — сочетание экспортных ограничений и собственные действия России по поддержанию цен в рамках соглашения ОПЕК+.

Динамика реальной заработной платы в конце года для авторов анализа тоже неожиданно ускорилась (III квартал — 0,0% в среднем за месяц, октябрь — +1,7%, ноябрь — +0,6%). Такая динамика, отмечают эксперты ЦМАКП, вполне понятна в условиях дефицита труда, с одной стороны, и улучшения финансового положения компаний, с другой. По итогам IV квартала наблюдается заметный рост с устраненной сезонностью реальных располагаемых доходов населения (III квартал — +0,4%, IV — +3,1%).

Потребление населения с поправкой на сезонность растет слабо (III и IV кварталы — по +0,2% в среднем за месяц), при этом динамика на отдельных рынках разнонаправленна.

На рынках продовольствия сохраняется, несмотря на отчетливо «продовольственную» инфляцию, довольно внятный рост — возможно, не исключают авторы анализа, парадоксальным образом из-за определенного «переключения» потребительского спроса (III квартал — +0,2% в среднем за месяц, IV квартал — +0,5% в месяц, сезонность также устранена). Рынок непродовольственных товаров, наоборот, сжимается после состоявшегося удорожания потребительского кредита (III квартал — +0,3% в среднем за месяц, IV квартал — –0,1% в месяц). А потребление платных услуг с устраненной сезонностью как очень медленно росло, с темпом порядка 0,2—0,4% в месяц, так и растет, констатируют ученые ЦМАКП.