Бизнес ожидает дальнейшего расширения потребительского спроса

| статьи | печать

Это касается ближайших месяцев. Вообще же специалисты Банка России в новом докладе о региональной экономике отмечают, что в начале 2023 г. потребительская активность активизировалась, однако с апреля 2022 г. все еще оставалась в целом сдержанной.

Авторы доклада констатируют, что динамика потребительского спроса в регионах не была одинаковой, однако набор основных действующих факторов был схожим. Наибольший спад потребительской активности пришелся на февраль — апрель 2022 г. По оценкам экспертов Банка России, совокупное потребление в этот период снизилось по России с сезонной корректировкой на 8,1% по сравнению с IV кварталом 2021 г. В дальнейшем объемы потребления начали восстанавливаться, и в целом по стране по итогам февраля 2023 г. отставание от уровня IV квартала 2021 г. сократилось до 2,8%. Сильнее всего уменьшились розничные продажи товаров.

В региональном разрезе наибольшее сокращение розничных продаж со II квартала 2022 г. фиксировалось в Москве и Санкт-Петербурге, что аналитики регулятора во многом обусловливают более заметным для рынка этих регионов сокращением числа магазинов международных брендов. Слабее всего тенденция сокращения потребительских расходов на товары затронула дальневосточные регионы, где в структуре потребления населения было меньше товаров, предложение которых существенно сократилось. Например, если по России в целом наибольший объем продаж на авторынке до апреля 2022 г. приходился на новые автомобили иностранных марок (выпуск которых внутри страны остановился после объявления санкций против России), то на Дальнем Востоке — на подержанные автомобили из близлежащих азиатских стран, ввоз и продажи которых, наоборот, увеличились. Соответственно, делают вывод эксперты ЦБ, если в большинстве регионов страны потребление товаров в конце 2022 г. — начале 2023 г. в основном восстанавливалось после спада, то на Дальнем Востоке динамика внутри 2022 г. была более плавной.

Значимый прирост оборота розничной торговли в IV квартале 2022 г. — I квартале 2023 г. отмечался только на Юге, что было отчасти обусловлено увеличением турпотока.

В сфере платных услуг положительная динамика в 2022-м — начале 2023 г. в основном была характерна для Москвы и Санкт-Петербурга, а также южных регионов России. В феврале 2023 г. в среднем по стране объем оказанных платных услуг с сезонной корректировкой сложился на 4,2% выше, чем в IV квартале 2021 г. Отчасти этот тренд авторы доклада объясняют развитием внутреннего туризма на фоне ограничений на зарубежные поездки. Во многих крупных городах Центральной России, Северо-Запада, Волго-Вятки, Урала, Сибири отмечался рост объемов услуг сферы гостеприимства, культуры и развлечений. Также отмечен рост расходов населения на образование.

Уже в 2022 г. восстановился и начал интенсивно расти оборот общественного питания.

По товарным группам

Объемы продаж по большинству ключевых товарных категорий в 2022 г. снижались (см. таблицу). Эксперты ЦБ отмечают, что введенные против России санкции слабо отразились на предложении в продовольственном сегменте отечественного рынка, а хороший урожай позволил снизить издержки производителей продуктов питания. В результате в январе — феврале 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. продажи в сопоставимых ценах по некоторым группам продовольственных товаров выросли, в частности продажи мяса (+2,7%), яиц (+10,3%), макаронных изделий (+5,2%), свежих овощей (+5,7%).

На фоне слабого спроса торговые сети продолжали увеличивать свое присутствие в регионах. Так, одна из федеральных торговых сетей впервые открыла магазины на Дальнем Востоке в I квартале 2023 г. Продолжилось расширение сетей дискаунтеров, в том числе магазинов с узким базовым ассортиментом и упрощенной раскладкой. Одна из крупных федеральных сетей сделала этот формат основным для своего развития в регионах Сибири и Дальнего Востока. По всей стране ретейлеры для сохранения уровня цен, приемлемого для более бережливого покупателя, увеличивали долю продаж товаров под собственными торговыми марками, привлекая для их изготовления местных производителей. Некоторые федеральные сети начали активно выделять в своих магазинах площади для торговли фермерскими товарами. В Сибири и на Урале отдельные региональные ретейлеры сделали торговлю фермерскими и местными продуктами ключевой концепцией своего развития.

Авторы доклада констатируют, что наиболее значительно в 2022 г. сократился объем продаж транспортных средств и запчастей (на 41% по сравнению с 2021 г.). В январе — феврале 2023 г. продажи на авторынке в годовом выражении по-прежнему оставались заметно ниже (–61,7%), несмотря на продолжающееся расширение предложения. Автодилеры Северо-Запада, Урала, Сибири и Дальнего Востока, ранее продававшие автомобили европейских марок, сменили ассортимент на автомобили азиатского производства. Московский автопроизводитель возобновил выпуск автомобилей под своей маркой и планирует в 2023 г. выпустить их в количестве 50 тыс. Из-за сокращения предложения новых автомобилей структура спроса сместилась в пользу подержанных. Заметно выросло число предложений по продаже автомобилей с пробегом, ввезенных из зарубежных стран.

Увеличение числа некоторых иностранных марок, а также возвращение ушедших из страны брендов под другими названиями пока не привели к восстановлению объемов продаж бытовой техники и электроники (–10,4% в 2022 г.), а также одежды и обуви (–5,1%). Потребители по-прежнему относятся к новым маркам с осторожностью и стали чаще ремонтировать старую технику или одежду вместо покупки новой. В некоторых регионах этот тренд уже выразился в росте спроса и увеличении тарифов на услуги по ремонту вещей, отмечают аналитики регулятора.

Потребительские настроения

В большинстве регионов России позитивное влияние на объемы потребления оказывал рост зарплат, в реальном выражении в 2022 г. они выросли в 23 регионах. Однако объемы потребления в реальном выражении увеличились только в четырех из этих регионов, что свидетельствует экспертам ЦБ о преобладании сберегательной модели поведения. По данным Росстата, норма сбережений в IV квартале 2022 г. выросла до 11,4% (аналогичный уровень наблюдался в 2015—2016 гг.). По данным опросов населения, проводимых ООО «инФОМ» по заказу Банка России, с октября 2022 г. по март 2023 г. наблюдался повышательный тренд в динамике оценок сберегательных настроений населения. В марте 2023 г. доля респондентов, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, была на максимуме за последние два года. В то же время население с апреля 2022 г. отдает предпочтение хранению сбережений в более ликвидной форме — в наличных или на краткосрочных банковских депозитах. И хотя в структуре средств населения в банках доля вкладов, размещаемых на срок свыше года, постепенно восстанавливалась после снижения во II квартале 2022 г., в начале 2023 г. она оставалась заметно ниже уровней 2020—2021 гг.

Годовые темпы прироста объемов потребительского кредитования в начале текущего года продолжали устойчиво снижаться во всех макрорегионах. Объемы автокредитования росли, но еще не достигли значений годичной давности. Ипотечное кредитование продолжает расширяться, однако этот процесс замедлился из-за повышения ставки по льготной программе. По расчетам Frank RG на основе данных Банка России, срок ипотечного кредита постепенно увеличивается, при этом средний размер платежа по ипотеке остается в пределах 25—30 тыс. руб., что позволяет большему числу домохозяйств приобретать недвижимость в кредит, сокращая их потенциальные возможности увеличения затрат на текущее потребление. Долговая нагрузка на бюджеты домохозяйств остается относительно невысокой, оставляя пространство для роста заимствований.

Оценки и ожидания

Ожидания предприятий торговли относительно спроса и объема продаж в целом сохраняются позитивными, чему способствует положительная динамика реальных доходов населения. По данным опросов участников мониторинга предприятий Банка России, в апреле 2023 г. продолжили улучшаться ожидания роста объема платных услуг. Ожидания изменений розничного товарооборота были более сдержанными. Опираясь на положительные оценки спроса, некоторые российские производители одежды (например, в Ростовской, Томской областях) развивали собственные каналы дистрибуции и онлайн-продажи. В Москве в январе 2023 г. по сравнению с январем 2022 г. выпуск одежды вырос в 8,1 раза, спецодежды — в 3,4 раза. В то же время организации торговли и сферы услуг отмечали рост издержек из-за ослабления рубля, увеличения стоимости поставок из-за удлинения логистики и сложностей с трансграничными платежами. По мере восстановления потребительского спроса, согласно мониторингу, они собираются переносить этот рост в цены товаров.

Из-за усложнения логистики и загруженности транспортных путей сроки доставки товаров в Калининградскую область и на Дальний Восток заметно выросли, что, по оценкам торговых организаций этих регионов, потребовало увеличить объемы запасов некоторых товарных ресурсов в два-три раза. В целом же со II квартала 2022 г. запасы росли из опасений вторичных санкций и в расчете на восстановление спроса. Так что, по оценкам некоторых региональных ретейлеров, на российских складах сформировался значительный запас бытовой техники и электроники. В этих условиях, несмотря на колебания курса рубля, рост цен может быть сдержанным до тех пор, пока потребительский спрос не восстановится и излишки запасов не будут распроданы. В то же время представители сетей, реализующих товары повседневного спроса, отмечали, что в условиях неопределенности они, на­оборот, уменьшали запасы для снижения затрат и повышения оборачиваемости средств, заключают эксперты Банка России.

 

Изменение продаж по основным категориям товаров в реальном выражении, 2022 г. к 2021 г., %

Товары

Значение

Транспорт и запчасти

–41,2

Бытовая техника и электроника

–10,4

Мебель и стройматериалы

–6,6

Прочие непрод. товары

–5,8

Одежда и обувь

–5,1

Продукты питания

–0,8

Моторное топливо

+2,3

Непрод. товары повседневного спроса

+3,1

Источник: Банк России