Валютному рынку необходим механизм балансировки

| статьи | печать

В этом убеждены эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и рассматривают его варианты, поскольку волатильность рубля угрожает стабильности производств.

В разделе новых «Тринадцати тезисов об экономике», посвященном платежному балансу и обменному курсу, аналитики ЦМАКП, в частности, отмечают, что рубль становится одной из наиболее волатильных валют в мире — в текущем году он превзошел по уровню нестабильности даже турецкую лиру. Сохранение, а тем более усугубление такого положения весьма негативно скажется на финансовой устойчивости предприятий, объемах производства и инвестиций, предупреждают авторы анализа.

Инструменты балансирования

Они обосновывают свое мнение тем, что принимаемые в последнее время ЦБ меры не решают проблему избыточной волатильности рубля, и считают, что складывающаяся ситуация определяет необходимость поиска новых инструментов, балансирующих валютный рынок.

Эксперты ЦМАКП полагают теоретически допустимым разделение таких потенциальных инструментов на ситуационные и стратегические.

В качестве ситуационного инструмента они называют планируемое главой Минфина Антоном Силуановым восстановление действия бюджетного правила. На данном этапе предлагается осуществлять закупки активов в «мягких» валютах (валюты дружественных стран — торговых партнеров). Однако, по мнению авторов анализа, использование таких механизмов потенциально может быть затруднено, поскольку масштабная конвертация российскими экспортерами из «твердой» валюты в «мягкую» на внутреннем валютном рынке дружественной страны может создавать угрозу для равновесия ее рынка. Поэтому такие операции должны быть одобрены монетарными властями этой страны.

Кроме того, использование средств бюджета для целей балансирования валютного рынка будет означать ограничение объемов расходов государства, что может быть некомфортным в условиях, когда госрасходы необходимы для целей антикризисной поддержки и процесса трансформации экономики.

Если к договоренностям с властями дружественных стран прийти не удастся, то другим возможным выходом аналитики ЦМАКП видят использование в качестве инструментов балансирования рынка средств российских хозяйствующих субъектов, не находящихся под санкциями (которые могут покупать и держать у себя на балансе «твердую» валюту).

К стратегическим инструментам балансирования, по мнению ученых, могут относиться программы воссоздания выпадающих в результате прекращения импорта производств и технологического перевооружения российской экономики, которые должны увязать между собой три основных направления действий:

  • стимулирование государством «целевого» импорта. Речь идет о прямо или косвенно поддерживаемом государством импорте определенных видов инвестиционного оборудования, приобретении определенных производственных нематериальных активов, привлечении профильных зарубежных специалистов. Такое стимулирование не только будет балансировать валютный рынок, но и обеспечит расшивку «узких мест» в производстве готовой продукции и в цепочках создания стоимости, считают авторы анализа;

  • формирование каналов привлечения к финансированию таких программ репатриируемых (под влиянием внешнеполитических рисков) капиталов российских компаний. Это позволит перенаправить использование капитала на целевой импорт, предотвратив при этом дестабилизирующее давление на валютный рынок;

  • внедрение элементов индикативного планирования, уменьшающих неопределенность для бизнесов относительно перспективных направлений инвестирования. Быстрое восстановление и последующий рост объемов инвестиций — необходимое условие с точки зрения способности российской экономики отвечать на встающие перед ней вызовы. С помощью госпрограмм, налоговых стимулов, инструментария ГЧП государство способно рыночными методами обеспечить продвижение по стратегически значимым направлениям развития.

Совокупность этих механизмов способна в том числе стать средством уравновешивания платежного баланса России в стратегической перспективе и противостоять развитию в отечественной экономике «голландской болезни», полагают эксперты ЦМАКП.

Без инструмента: последствия

Если монетарные власти не найдут инструмента, позволяющего компенсировать колебания курса при помощи резервов, то «спонтанным» балансирующим механизмом может стать приостановка отдельными отраслями экспорта товаров вследствие потери рентабельности экспортных операций (см. таблицу).

Первичный анализ указал его авторам на довольно слабый запас прочности по уровню «безубыточного» курса для системно значимых сырьевых отраслей. В случае проседания курса доллара США к рублю до уровня 45 руб./долл. убытки могут возникать у таких экспортных отраслей, как «Добыча сырой нефти и природного газа», «Добыча прочих полезных ископаемых», «Обработка древесины» и «Производство прочих транспортных средств и оборудования».

При этом если для нефтегазовой и деревообрабатываю­щей отраслей такую сильную чувствительность к курсу аналитики ЦМАКП объясняют высокой долей чистого экспорта в выручке (около 80%), то для транспортного машиностроения убыточность возникает вследствие слабых позиций с точки зрения рентабельности их бизнеса. Доля чистого экспорта в выручке у последних не очень высока — 20%, но тем не менее уязвимость к курсу у них высокая, поскольку из-за низкого запаса рентабельности даже незначительное ухудшение ценовых условий приводит к убыткам.

Для обрабатывающих производств, являющихся чистыми экспортерами, — «Производство машин и оборудования», «Производство пищевых продуктов», «Производство прочих транспортных средств и оборудования» — характерен низкий уровень чистого экспорта, а уязвимость к снижению курса — высокая или средняя. Последнее авторы анализа связывают с недостаточной маржинальностью их бизнеса.

Сырьевые отрасли, характеризующиеся высокой долей чистого экспорта в выручке (выше 30%), такие как «Добыча угля», «Производство металлургическое», «Добыча прочих полезных ископаемых», «Лесоводство и лесозаготовки», «Производство кокса и нефтепродуктов», «Производство химических веществ и химических продуктов», могут оставаться безубыточными даже в условиях укрепления рубля до беспрецедентно низких значений. Это связано с их высокой исходной внутренней маржинальностью.

«С учетом вышесказанного можно утверждать, что такое расслоение подтверждает идею о том, что неконтролируемое укрепление рубля будет сопровождаться яркими проявлениями „голландской болезни“ в российской экономике — то есть сжатием конкурирующих с импортом и/или имеющих экспортный потенциал обрабатывающих отраслей при сохранении жизнеспособности в сырьевых отраслях и перераспределением капиталов в сферу производства сырья», — заключают эксперты ЦМАКП.

 

Распределение отраслей по курсу «безубыточности»

Название отрасли

«Безубыточный» курс*, руб./долл.

Рыболовство и рыбоводство

менее 16

Добыча металлических руд

Производство табачных изделий

Производство одежды

Производство прочей неметаллической минеральной продукции

Производство бумаги и бумажных изделий

Производство химических веществ и химических продуктов

16

Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

17

Производство электрического оборудования

28

Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

28

Добыча угля

30

Производство металлургическое

34

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

34

Производство пищевых продуктов

39

Производство кокса и нефтепродуктов

41

Производство мебели и прочих готовых изделий

44

Добыча сырой нефти и природного газа

46

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

53

Добыча прочих полезных ископаемых

54

Производство кожи и изделий из кожи

57

Производство прочих транспортных средств и оборудования

61

Лесоводство и лесозаготовки

63

* Отраслевой обменный курс безубыточности — условный расчетный показатель, определяющий, при каком значении обменного курса руб­ля сальдированный финансовый результат (СФР) отрасли оказывается равен нулю. Рассчитан по результатам 2021 г.

Источник: ЦМАКП