Для восстановления на работе нужно согласие работника

| статьи | печать

Работодатель не вправе после отмены приказа об увольнении работника восстановить его на работе в одностороннем порядке без получения на это согласия работника (Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2022 по делу № 88-4307/2022).

Суть дела

Работница трудилась в компании в должности продавца продовольственных товаров. Работодатель сообщил ей, что с марта 2021 г. она должна выйти на работу в другой магазин. Работница явилась на указанное рабочее место, однако там уже присутствовал другой сотрудник работодателя, а представителем работодателя в устном разговоре было сказано об отстранении работницы от работы по причине ее обращения в Государственную инспекцию труда. В связи с данным обстоятельством, а также по причине нетрудоспособности работница на работу не выходила.

После окончания нетрудоспособности и выхода на работу работница была ознакомлена с приказом о своем увольнении за прогул из-за отсутствия на рабочем месте без уважительных причин, и в этот же день она была уволена.

Работница представила работодателю сведения о ее нетрудоспособности в период вменяемого ей прогула. В связи с этим через пять дней после увольнения приказ об увольнении был работодателем отменен. Приказ об отмене вместе с графиком работы был направлен работнице по почте.

Однако работница отказалась выходить на работу и обратилась с иском в суд о признании ее увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты вынужденного прогула и морального вреда.

Решение судов

Суды трех инстанций требования работницы удовлетворили. Они указали, что согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за I квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006, работодатель после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены, не вправе совершать какие-либо юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника (например, изменять дату увольнения работника), без его предварительного согласия.

Согласия на отмену приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении, а также на возникновение с работодателем вновь трудовых отношений работница не давала.

При издании приказа об увольнении работодатель реализовал свое право на увольнение работницы, что повлекло за собой возникновение у нее права заявить в суде требование о признании этого увольнения незаконным в соответствии со ст. 391 ТК РФ. Право работника на судебную защиту в связи с изданием работодателем приказа об отмене приказа об увольнении не прекращается.

Признавая приказ об увольнении незаконным, суды указали, что работодателем нарушен порядок увольнения, поскольку положениями ч. 5 ст. 81 ТК РФ установлен прямой запрет на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника.

Кроме того, у работодателя не было оснований признавать работницу отсутствующей без уважительных причин на рабочем месте. В трудовом договоре с ней ее рабочее место определено в обособленном подразделении компании. С момента начала работы до марта 2021 г. работница фактически выполняла трудовые обязанности в обособленном подразделении по конкретному адресу. Этот адрес был указан работодателем при предоставлении в ПФР сведений о приеме работницы на работу. В связи с этим суды пришли к выводу, что работодателем был осуществлен перевод работника, который допускается только с письменного согласия работника. Такое согласие работница не давала. В связи с этим у работодателя отсутствовали основания требовать от нее нахождения на рабочем месте по новому адресу, а также признавать ее отсутствие на данном рабочем месте прогулом.

То, что в трудовом договоре работницы место ее работы определено как «обособленное подразделение», но не указано место его нахождения, свидетельствует лишь о допущенных работодателем нарушениях порядка оформления трудового договора, что не может являться достаточным основанием для лишения работника гарантий, которые установлены трудовым законодательством.

Вывод о том, что действия работодателя, в одностороннем порядке восстанавливающие трудовые отношения с работником путем отмены приказа об увольнении, юридического значения не имеют, содержится и в определениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2020 по делу № 88-18016/2020, 2-4623/2019, Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2021 по делу № 88-12367/2021.